Интенсивное употребление алкоголя подростками и молодежью может замедлить рост мозга — Naked Science

Согласно новому исследованию на нечеловекообразных приматах, интенсивное употребление алкоголя (эквивалент четырех кружек пива в день для людей) снижало скорость роста мозга примерно на 0,25 миллиметра в год на каждый грамм алкоголя, потребляемого на килограмм веса.

macaca_mulatta_juvenile_puerto_rico

Исследователи из Национального исследовательского центра приматов штата Орегон (США) измерили рост мозга с помощью магнитно-резонансной томографии у 71 макаки-резуса (Macaca mulatta), которые в ходе эксперимента потребляли этанол или алкогольные напитки. Чтобы исключить другие возможные факторы, исследователи следили за точным потреблением алкоголя, рационом питания животных, их распорядком дня и общим состоянием здоровья. Результаты опубликованы в журнале eNeuro.

Согласно полученным данным, интенсивное употребление алкоголя (эквивалент четырех кружек пива в день для людей) замедляло рост мозга примерно на 0,25 миллиметра в год на каждый грамм алкоголя, потребляемого на килограмм веса. Нормальный рост мозга у макак-резусов подросткового возраста составляет один миллиметр за 1,87 года. Мозг подростка более чувствителен к алкоголю, чем мозг взрослого, потому что связи между клетками мозга еще не настолько прочны и их легче нарушить. Одна из частей мозга, на которую воздействует алкоголь, это гиппокамп — область, которая отвечает за обучение и память. Известно, что алкоголь повреждает или даже разрушает клетки головного мозга в этой области, что неудивительно, зная, что многие люди переживают нечеткие воспоминания или даже их полное отсутствие после употребления алкоголя.

Исследования человеческого мозга показали, что объем белого вещества, который важен для путей, соединяющих нейроны, расположенные на большом расстоянии друг от друга, увеличивается в подростковом возрасте, по-видимому, отражая улучшенную связь между областями мозга. Тем не менее исследователи пишут, что у макак, употреблявших алкоголь, наблюдается замедленный рост белого вещества головного мозга.

Мозг — довольно пластичная структура, что в контексте этого исследования означает, что он должен восстановиться хотя бы частично после того, как человек перестанет употреблять алкоголь. Однако не ясно, будет ли это актуально в долгосрочной перспективе для когнитивных способностей и умственных функций, когда мозг подростка завершит эту фазу роста. В будущем исследователи планируют изучить и этот вопрос.

«Это возрастной диапазон, когда мозг настраивается так, чтобы соответствовать взрослым задачам и обязанностям. Вопрос, на который мы намерены ответить в дальнейших экспериментах, в том, влияет ли алкоголь в этом возрастном диапазоне на способность человека к обучению в течение всей жизни», — говорит ведущий автор исследования Татьяна Шнитко (Tatiana Shnitko).