13.02.2018
Редакция Naked Science
1 958

Ученые выяснили, каким образом алкоголь вызывает агрессию

Сканирование методом функциональной магнитно-резонансной томографии помогло выявить зоны мозга, связанные с агрессией, возникающей под воздействием алкоголя.

scientific_glass_vs_heady_glass_1800x

Исследователи из Австралии и Германии обнаружили регионы мозга, в которых зарождается агрессия, вызванная приемом алкоголя. Эксперимент с участием 50 мужчин показал, что такая агрессия связана с нарушениями работы префронтальной коры головного мозга. В норме эта зона отвечает за исполнительные функции мозга, в том числе планирование и самоконтроль.

Участниками опыта стали 50 здоровых мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. Перед экспериментом участникам раздали напитки: 23 человека пили водку с тоником, 27 — безалкогольное «плацебо». Затем мужчинам предложили сыграть в соревновательную игру на скорость реакции, находясь в аппарате функциональной магнитно-резонансной томографии. На самом деле игра была тестом на агрессивное поведение.

От участников требовалось нажимать на кнопку, когда на экране перед ними появлялся цветной квадрат, при этом необходимо было действовать быстрее, чем противник. Мужчинам объяснили, что их соперниками будут такие же участники опыта, однако на деле функции соперника выполнял искусственный интеллект. Каждый раз, когда участник проигрывал, в качестве «наказания» звучал неприятный громкий шум. Если человек выигрывал, он мог сам выбрать уровень громкости шума для своего оппонента. Также при выигрыше ему показывали, какой уровень «выбрал» для него противник.

У мужчин, выпивших коктейль, фМРТ-сканирование показало значительное снижение активности префронтальной коры во время принятия агрессивных решений. Особенно снизилась активность дорсолатеральной и дорсомедиальной префронтальной коры — зон, связанных с рабочей памятью и способностью сдерживать реакции на раздражители. Исследователи пишут: «Вероятно, агрессия возникает, когда воздействие алкоголя фокусирует внимание на “провоцирующих” сигналах (шуме) и отвлекает от “запрещающих” сигналов (общепринятых норм поведения, осуждающих агрессию)».

Исследование опубликовано в журнале Cognitive, Affective & Behavioral Neuroscience.