• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
2 часа назад
Ольга Иванова
822

Максим Лебедев: «Древние египтяне любили сдобные булочки и васильки»

История Древнего Египта занимает около трех тысяч лет. Но все, что может вспомнить о нем большинство, — пирамиды, Тутанхамон и Клеопатра. Что и говорить, масштаб имеет значение. Naked Science решил узнать, как жили и умирали простые египтяне, что ели, как отдыхали, чем лечились и кого держали в качестве домашних питомцев. А еще — какие у них были приметы и суеверия, что приносили в храм вместо свечек, почему боялись предновогодней суеты, которая у нас ассоциируется с приятными чувствами, какой праздник отмечали вместо дня рождения и что считалось оправданием, чтобы не ходить на работу. Обо всем этом рассказал египтолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и популяризатор науки Максим Лебедев.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и популяризатор науки Максим Лебедев / © Из личного архива Максима Лебедева

[Naked Science]: Есть мнение, что начало монотеистическим религиям вроде христианства положил еще древнеегипетский фараон Эхнатон, который отверг всех божеств и сказал, что бог один. Что вы об этом думаете?

[Максим Лебедев]: Египтологи по этому поводу спорят, тем не менее одна из очень распространенных точек зрения гласит, что все их боги могли быть сущностями какого-то одного божества. Проблема заключается в том, что древнеегипетская культура — это примерно 3000 лет развития. Когда мы пытаемся восстановить нечто, то это всегда будет очень сильное упрощение и усреднение, ведь за 3000 лет человеческие представления сильно менялись. Как правило, те источники, которые мы используем, относятся к эпохе II тысячелетия или позднее, часто уже в пересказе античных авторов, которые тоже привносили свои искажения.

Что касается Эхнатона, которого часто воспринимают как родоначальника монотеизма, то это не совсем так. Дело в том, что он не отрицал существование других богов, а лишь пытался сделать одного бога — Атона — самым главным. Но это не значит, что он не верил в существование других.

Эхнатон, наоборот, полагал, что остальные боги вредны, с ними нужно бороться и уничтожить. А бога Атона в официальном дискурсе он называл царем. То есть фактически было два правителя — на небе и на земле. На самом деле, это просто попытка укрепить свой авторитет, то же самое, если бы какой-нибудь глава государства вдруг заявил, что бога больше нет — есть президент на земле и президент на небесах. Это не повысило бы статус бога, зато повысило бы статус земного правителя. Такую историю и попытался прокрутить Эхнатон.

Многие египтологи тем не менее в самом деле полагают, что в значительной степени основы христианской религии сложились еще в Египте. Это неудивительно, потому что Ближний Восток — район крайне небольшой, где постоянно происходили перемещения людей и технологий. Это была активная и контактная зона. Люди обменивались идеями, и, естественно, кочевые племена иудеев, которые регулярно перемещались на территорию Египта, были знакомы с древнеегипетскими представлениями и кое-что вполне могли оттуда заимствовать. Прежде всего это идея посмертного суда и воздаяния.

[NS]: Вы имеете в виду суд Осириса?

[МЛ]: Да, когда на одной чаше весов находится сердце (египтяне полагали, что именно с помощью этого органа они думают), а на другой — перо богини справедливости Маат. И если жизнь, поступки и мысли соответствовали «должному порядку вещей», то перо перевешивало и душа покойного продолжала свое существование в вечности. Если нет, то сердце оказывалось отягощено неправильными поступками и тянуло чашу весов вниз. В этом случае его тут же съедало чудовище Амат — с телом гиппопотама, пастью крокодила и лапами льва.

Это не совсем понятие греха в христианстве, да и, судя по всему, не означало окончательного уничтожения души, но принципиальным образом снижало качество посмертного существования умершего. Нельзя назвать, видимо, это и адом — то были лишь отдельные области загробного мира.

Тем не менее христианство могло позаимствовать у египтян идею посмертного суда и воздаяния. К концу древнеегипетской цивилизации она была уже достаточно разработана, и к I веку нашей эры ее вполне могли перенять. А чудовище, пожирающее сердце, по мнению многих исследователей, могло быть прообразом Георгия Победоносца в иконографии. Богиня Исида, которая кормит грудью младенца Хора, — возможно, иконографически предтеча образа Богоматери с Иисусом.

[NS]: Были ли у египтян свои приметы и суеверия? Может быть, они верили в астрологию?

[МЛ]: Идея о том, что звезды определяют судьбу человека, египтянам была несвойственна. Астрология была характерна для жителей месопотамской цивилизации, в Египет она проникла очень поздно — уже во времена Римской империи. Хотя отдельные созвездия египтяне отождествляли с божествами, а их передвижение по небу объясняли различными мифологическими сюжетами.

Что касается суеверий, то у египтян было множество примет, связанных с благоприятными и неблагоприятными днями, существовали особые календари. В последние дни перед Новым годом (они праздновали его в июне — во время разлития Нила) очень боялись выходить на улицу, поскольку считалось, что в это время слуги богини Сехмет наполняют мир. Если все-таки пришлось выйти за пределы дома, нужно было обязательно повязать горло каким нибудь куском материи.

В противном случае слуги Сехмет могли проткнуть шею своими невидимыми стрелами, и в следующем году это предвещало человеку смерть. Поэтому дней перед Новым годом, которые у нас наполнены приятной суетой, египтяне боялись.

Еще египтяне активно занимались толкованием снов. Сохранилось несколько интересных и довольно подробных сонников, где, например, указано, что если у вас во сне выпадет зуб, то ждите какую то серьезную потерю или смерть родственника. Если вы увидели леопарда либо человека с головой леопарда или у вас голова леопарда, это хорошо — значит, станете важным человеком.

Управляете во сне лодкой? С большой степенью вероятности проиграете судебную тяжбу. Многие сны толковали по созвучию слов. Видите кошку во сне (а коша по-египетски «миуа») — это вестник хорошего урожая («шемуа»). Журавль снится — к радости, мокрая одежда — к драке, ссоре. Естественно, для них все это было не суевериями, а объективной реальностью.

[NS]: Были ли у египтян праздники и выходные?

[МЛ]: Выходных у египтян не было — недели были длинные. Поэтому существовало много праздников и неблагоприятных дней (как перед Новым годом). Последние считали оправданием для того, чтобы не ходить на работу.

[NS]: Что это были за праздники и как они их отмечали?

[МЛ]: Все праздники носили религиозный характер. Личных, судя по всему, не существовало. Нет, например, сведений о том, чтобы они праздновали дни рождения. Зато отмечали годовщину коронации царя.

Смысл праздника заключался в том, чтобы, во-первых, дать людям отдохнуть, во-вторых, получить доступ к пище, которую они не имели возможности употреблять в обычные дни — в первую очередь это животный белок. То есть им важно было расслабиться и хорошо поесть.

[NS]: Можно сказать, что ничего не изменилось с тех времен…

[МЛ]: Да, но какой-то особой диеты, как у нас оливье на Новый год, у египтян не было. Просто ели все самое вкусное, самое лучшее. Хотя существует мнение, что на отдельные праздники, например, могли употреблять ферментированную рыбу. До сих пор в Египте есть такой праздник — Шам эль-Нессим. Сегодня он привязан к христианской Пасхе, но корни этого праздника уходят в Древний Египет. В наши дни во время этого торжества египтяне продолжают есть ферментированную рыбу — фисих.

Если речь идет о классическом Древнем Египте, то там стоит назвать несколько праздников. Например, торжества, которые были связаны с божественными покровителями каких-то профессий или поселений. Наиболее известным был праздник Аменхотепа I, который был мифологическим или фактическим основателем поселка Дреймидино, где жили строители царских гробниц. Во время этого праздника работники некрополя совершали жертвы в честь почившего царя его супруги. Отдыхали и получали от визиря или из местных храмов различную снедь.

Еще один праздник — опет, связанный с божественным браком и идеей о том, что в образе царя царицы на самом деле является сам бог Амон и зачинает будущего наследника. Праздник должен был воспроизвести эту мифологическую, божественную историю.

Торжественная процессия следовала из храма в Карнаке в храм в Луксоре, везя с собой на украшенных цветами и золотом ладьях статую бога Амона, его супруги Мут и сына Хонсу. Их сопровождал целый флот более мелких судов, которые принадлежали различным чиновникам, сановникам и простым людям. По берегу в это время шла толпа тех, у кого не было средств передвижения по реке. Толпа танцевала, пила и пела.

Сегодня в Луксоре, который в древности назывался Филами (это была столица Египта), сохранился праздник в честь местного святого Гури Хаджада. Во время торжества продолжают носить по улицам изображения лодок, все радуются, красят лошадей, едят, пьют, облачены в разноцветные одежды. Считается, что это возможные отголоски древнеегипетского праздника.

[NS]: Наши с вами современники во время праздников едят не только мясо, но и сладости. Были ли они у древних египтян? Какую еще пищу они ели не только в праздничные, но и в будние дни?

[МЛ]: Очень сложно судить, потому что подобного меню нигде не сохранилось. Что касается сладостей, то египтяне были в них ограничены. Сахара у них не было, а фруктов было мало. Из сладкого ели в основном смоквы, то есть фиги вроде нашего инжира, еще виноград, мед и финики.

Были у них и сладкие напитки  — прежде всего пиво с добавлением фиников или финикового сока. Еще древние египтяне любили сдобные булочки — видов различного хлеба у них вообще было очень много. Нам известны их названия, но далеко не всегда можно точно сказать, что они представляли собой. Поэтому не всегда понятно, что из этого хлеба было сладким блюдом, а что, например, с мясной начинкой. Интересно, что в храмах можно увидеть изображения лепешек, похожих на узбекские лаваши — с характерным штампом посередине.

[NS]: Сейчас в Египте популярна сладкая сдоба?

[МЛ]: Да, сегодня там делают много сладостей и всевозможных булочек. Правда, на мой вкус они относительно однообразны.

[NS]: В чем была суть ритуалов древних египтян?

[МЛ]: По большому счету все египетские ритуалы сводились к двум задачам. Первая — это отношения с богами. Вторая — взаимодействие с мертвыми: подготовка тела и духа умершего к загробному путешествию.

Храмовые ритуалы нам известны прежде всего по текстам и изображениям. Что касается погребальных традиций, то тут, помимо текстов, важны данные археологии, которые позволяют судить о том, что происходило в пространстве гробницы и рядом с ней. Наиболее известны сегодня, пожалуй, именно погребальные ритуалы. На эту тему существует огромное количество литературы. Очень важно отделять погребальный ритуал от поминального культа. Первое, что приходит в голову, — это, конечно, ритуалы, связанные с мумификацией.

[NS]: Расскажите о ней. Как все начиналось и как закончилось?

[МЛ]: Долгое время египтяне просто хоронили своих умерших в песке. Но потом, вероятно, заметили, что сухой и горячий песок быстро впитывает влагу, и похороненные частично мумифицируются. Поэтому они стали «помогать» естественным процессам и проводить искусственную мумификацию. Особенно важными эти ритуалы стали тогда, когда расслоение в обществе достигло такой степени, что появились люди, которые были способны строить крупные гробницы — поначалу это были шахты в земле. Возникла необходимость в сохранении тела.

Египтяне вытаскивали мягкие ткани и мумифицировали их (хотя иногда просто избавлялись от них, так как мумификация была затратной). Основой задачей было сохранить скелет. Как именно они добивались этого — мы не знаем, может быть, вываривали тело или клали его в землю, чтобы мягкие ткани истлели (а когда вытаскивали, могли частенько перепутать кости местами). Скелет обматывали бинтами, расписывали штукатуркой и одевали.

Получалось довольно устрашающе. Позже хорошо научились сохранять и мягкие ткани, поэтому лучшие мумии относятся к эпохе уже Нового царства. Затем качество мумий постепенно идет на спад — это было связано с кризисом египетской цивилизации. Далеко не все, что нужно для качественной мумификации — например, всевозможные битумы, смолы и благовонные масла, — можно было раздобыть в Египте или на прилегающих территориях. Когда была утрачена такая возможность, мумии стали менее «добротными». Позже производство вовсе стало массовым, что тоже способствовало упрощению процесса и снижению качества.

[NS]: А малоизвестные ритуалы у них были?

[МЛ]: К таковым относится, например, ритуал разбивания красных сосудов. Он тоже связан с погребением. Вещи, которые клали рядом с телом в гробницу, ритуально «убивали», чтобы, как и покойного, тоже перевести в загробный мир. Такое явление свойственно многим культурам. Можно раскапывать курган где-нибудь в Ставропольском крае и найти в нем сломанный меч.

Египтяне делали дырку в красном сосуде, а затем разбивали его. Красный цвет у них был связан с чем-то плохим и агрессивным, а вот белый — со спокойствием и чистотой. На красных сосудах писали проклятия для врагов и изображали их самих — представителей соседских стран и народов, — а затем разбивали.

Считается, что это могла быть замена человеческим жертвоприношениям, хотя иногда в очень сложных условиях, возможно, египтяне прибегали и казням. Но археологических примеров такого рода крайне мало. Из того, что мы знаем: в Нубии нашли обезглавленное тело молодого человека (вероятно, воина), которого бросили в мусорную яму. Возможно, это был ритуал, и человек стал заменой изображения на красном сосуде — ситуация оказалась настолько тяжелой, что пришлось прибегнуть к настоящей жертве. Но это лишь одна из интерпретаций — вероятно, один воин просто убил другого, а чтобы того не опознали, отрезал голову и бросил тело в мусор.

Человеческие жертвоприношения, судя по всему, все же были, но на заре египетской истории. Например, в Абидосе, древней столице, есть некрополь, где хоронили первых царей объединенного Египта. Такие захоронения окружены рядами небольших погребений. В этих могилах, как правило, похоронены молодые мужчины.

Одному из индийских антропологов удалось выяснить по следам крови на зубах и другим признакам, что одного из таких молодых людей задушили. Вероятно, это была жертва — древние египтяне верили, что эти мужчины будут служить царям и охранять тех после смерти. Добровольцы ли это были, каков был их социальный статус — мы не знаем.

Есть изображение, на котором человек, похожий на жреца, сидит и подносит к другому некую палочку. Этот второй вроде как связан. Тоже похоже на жертвоприношение, но точно сказать невозможно. При этом мы говорим о периоде рубежа IV тысячелетия до нашей эры. Потом у египтян довольно быстро развивалось абстрактное мышление, и вскоре они стали заменять реальных людей их изображениями.

[NS]: Вы упомянули красный и белый цвета. Какие еще цвета были значимы для древних египтян?

[МЛ]: В Египте действительно была развита символика цвета. Черный символизировал плодородие, это цвет египетской плодородной почвы. Зеленый — цвет молодости, возрождения. Синий — цвет небес, божественных волос.

[NS]: Может быть, они почитали и цветы?

[МЛ]: Да, например, очень любили васильки. У Тутанхамона был погребальный венок из васильков.

Египтяне в принципе любили цветы, делали из них всевозможные гирлянды, букеты и украшения. Если говорить о цветах, которые реально имели какое-то важное символическое значение и активно использовались в ритуалах, то это в первую очередь папирус и лотосы. Это геральдические цветы: первый относится к Нижнему Египту, второй — к Верхнему. Голубой лотос считался цветком загробного мира и ассоциировался с переходом в иную долгую жизнь. Его изображения часто встречаются в III тысячелетии до нашей эры: умерший вдыхает его аромат.

[NS]: Были ли у египтян священные животные, помимо кошек и скарабеев?

[МЛ]: Были, но здесь важно различать животных, которых они почитали как богов, и тех, что были лишь их символом. Например, быков Аписов считали божествами — для них устраивали некрополи, бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Еще почитали крокодилов и павианов. В отдельных местностях — соколов и рыб.

При этом часто из таких животных делали вотивные мумии, которые выполняли роль свечей в нашем храме. При входе в некрополь или в храм такую мумию можно было купить, а затем с какой-то просьбой преподнести божеству.

При храмах существовали специальные катакомбы, где хранились мумии. Поскольку производство их, особенно на позднем этапе развития египетской цивилизации, поставили на поток, то часто одно животное могли разделить на несколько частей.

Древнеегипетская мумия кошки, хранящаяся в Лувре / © Greudin, ru.wikipedia.org

Для выращивания будущих мумий, судя по всему, существовали специальные питомники. При умерщвлении несчастных животных (тех же кошек), вероятно, били колотушкой или сворачивали им шеи, а затем бальзамировали.

Были животные, которых бальзамировали в качестве еды в загробном мире. Держали египтяне и домашних питомцев, которых могли любить настолько, что погребали вместе с умершими хозяевами. Прежде всего речь идет о собаках, но не только — иногда это могли быть, например, обезьяны или гуси.

В Древнем Египте встречаются мумии кого угодно — от скарабеев и мангустов до карпов и змей, которых обматывали льняными пеленами.

[NS]: Чем лечились древние египтяне?

[МЛ]: По большому счету вылечить они могли немногое. Боролись с паразитами и кишечными заболеваниями с помощью различных трав и настоев. Есть описания различных глазных болезней. Известны переломы, которые лечили с помощью протезирования — могли, например, сделать деревянную копию пальца. Что касается зубов, то их выдирали у покойников и вставляли живым, прикручивая к соседним с помощью золотой проволоки.

Есть описания многочисленных эпидемий — чумы, тифа. Но их симптомы настолько общие, что мы зачастую не можем понять, что конкретно это за болезнь. Зато на самих мумиях регулярно обнаруживают следы туберкулеза. При генетическом анализе часто выявляют и следы малярии.

[NS]: С такими серьезными заболеваниями они, очевидно, бороться не могли?

[МЛ]: Ну почему. Они боролись — изготавливали статуи для храмов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 14:23
Андрей

Немецкие зоологи нашли в болотах Германии ранее неизвестных амеб-вампиров, которые гибнут на свету и питаются уникальным способом. Лабораторный анализ показал, что эти одноклеточные хищники разрывают клетки водорослей пополам, чтобы затем съесть содержимое. Специалисты назвали новый вид «разрушителем».

30 августа
Татьяна

Австралийские геофизики обнаружили глубоко в недрах, в пределах жидкого ядра Земли, необычную структуру. Она залегает параллельно экватору и видна только в низких широтах. Открытие позволит лучше понять динамику магнитного поля планеты.

Позавчера, 10:02
Михаил Орлов

Зачастую ученые располагают даже не остатками самого древнего организма, а только следами его питания или передвижения, так называемыми ихнофоссилиями. Правильно понять, с какими именно существами они связаны, — задача не из легких. Авторам нового исследования повезло: они решили загадку бифунгитов, широко распространенных ихнофоссилий, которые напоминают гантель или сросшиеся ножками грибы. Внутри нескольких из них бразильские палеонтологи обнаружили самого «строителя» бифунгитов.

28 августа
НИУ ВШЭ

Команда исследователей с участием физиков из НИУ ВШЭ повторила эксперимент 1969 года, связанный с изучением сверхпроводимости и ее свойств. Это первая удачная попытка за 55 лет. Ученые включали сверхпроводимость — специально ухудшали границы между слоями сверхпроводника и ферромагнетиков в системе — и получили лучшие характеристики спиновых клапанов по сравнению с классическим вариантом, где контакты между слоями идеальны. Такой подход может помочь при создании более эффективных устройств для хранения данных и вычислений.

29 августа
Полина Меньшова

Собаки способны реагировать непосредственно на звучание слова, а не на внешний вид предмета, который оно обозначает, или жесты хозяина. Это выяснила международная команда ученых с помощью дрессировочных кнопок с записью человеческого голоса.

29 августа
Татьяна

Эпизоды глобального дефицита кислорода в океанах случались в мезозое нередко. Согласно общепринятой гипотезе, дело в усиленном выветривании горных пород. В новой работе ученые показали, что разрушение суши и движение океанского дна во время распада Гондваны действительно могли запустить цепочку событий, приведших к массовому вымиранию морской биоты.

15 августа
Росатом

Предприятия Научного дивизиона госкорпорации «Росатом» и группа строительных компаний «Реформа» заключили договор о сотрудничестве и впервые применили для демонтажа высотных металлических конструкций — кранов-перегружателей — мобильный лазерный комплекс. МЛК, разработанный в стенах одного из институтов «Росатома», не имеет аналогов в стране.

16 августа
Юлия Трепалина

Инсектицидные спреи и аэрозоли, с помощью которых обычно пытаются бороться с тараканами в доме, в большинстве случаев неэффективны и почти полностью бесполезны. Такой неутешительный вывод сделали американские исследователи по итогам лабораторных испытаний, в которых протестировали средства на основе пиретроидов — одной из самых распространенных групп инсектицидов.

14 августа
Юлия Трепалина

Человеку важны самовыражение и уникальность, но стремление к ним может расходиться с другими социальными потребностями, связанными с чувством принадлежности к группе и общности с ней. Некоторые прошлые исследования показали, что в борьбе этих противоречий желание выделяться проигрывает и в последние годы снижается, но систематически тенденцию не изучали. Психологи из Университета штата Мичиган (США) решили выяснить, как изменилась потребность отличаться от других за последние 20 лет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно