Мифы о радиации — Naked Science
26.03.2015

Мифы о радиации

Мифы о радиации. Опасны для здоровья ренгтен и флюорография?

e88c403143ae0a81dde94b0909e552aa_XL
«Нас облучают предприятия и АЭС»

Отчасти правда. «Вклад техногенных источников в суммарное облучение, которое каждый год получает россиянин, – 0,02-0,04%», – говорит начальник отдела надзора за радиационной безопасностью петербургского Роспотребнадзора Григорий Горский. – Действующая система обеспечивает неизменные уровни облучения населения, в том числе при вводе в эксплуатацию новых объектов. Все дело в культуре радиационной безопасности: предприятия сами заботятся о том, чтобы работать по правилам, а надзорные и контролирующие органы следят за их выполнением».

Авария на Фукусиме / ©Flickr

«Рентген и флюорография приносят больше вреда, чем пользы»

Миф. 15% от общей дозы облучения граждане нашей страны получают во время проведения медицинского рентгена и флюорографии. Норм для уровня медицинского облучения не существует – норму в 1 миллизиверт в год нельзя превышать только в случае с флюорографией. Ведь если человек, например, лечит зубы или сломанную ногу, рентген ему делают столько раз, сколько это необходимо с точки зрения тактики лечения. И польза от такого лечения превышает вред от облучения.

«После рентгенографии надо выпить красного вина или съесть яблоко»

Миф, причем абсолютный. Ни яблоко, ни вино не способны снизить радиационное воздействие. Гораздо полезнее бросить курить, не запускать свое здоровье и заниматься спортом, чтобы снизить походы по больницам, в том числе и с целью пройти рентгенографию.

«Мы живем в радиоактивной среде»

Это правда. 85% дозы облучения, ежегодно получаемого нами, относится к так называемой природной радиации. Часть его приходит к нам из космоса. Но самая большая доза поджидает нас в наших домах, ведь материалы, из которых они сделаны – песок, бетон и щебень, – содержат природные радионуклиды. В связи с этим в соответствии с законодательством стройматериалы распределены по специальным классам радиоактивности. Для строительства жилых домов должен использоваться щебень только первого класса радиоактивности, второго – для производственных зданий и дорог в черте города, третьего, самого радиоактивного – для строительства дорог за городом. Перед сдачей дома в эксплуатацию проводится специальная проверка, которая выясняет, какой класс материалов был задействован при проведении работ. Советуем вам повнимательнее отнестись к этой проверке, если вы приобретаете квартиру в новостройке, и по возможности заказать независимую экспертизу.

«Бытовые приборы в наших квартирах фонят»

А вот это уже, скорее, миф. Как правило, «фонить» в наших домах могут лишь радиоактивные наручные или настольные часы, выпускавшиеся советскими предприятиями в конце 1960-х годов. При их изготовлении использовались светосоставы постоянного действия на основе радия. Если в вашем доме есть такие часы – советуем вам сдать их в специальные пункты приема опасных отходов. Туда же стоит отнести радиоактивные компасы, манометры или шкалы с советских танков и другие приборы, на которые до 1970 года было принято наносить светосоставы на основе радия.

«Свинцовые стены защищают от радиации»

Правда лишь отчасти. В первую очередь здесь стоит сказать о том, что существует несколько видов радиации, каждый из которых связан с различными типами радиоактивных частиц. Так, альфа-излучение может остановить ваша повседневная одежда и очки. Чтобы защититься от бета-излучения, достаточно алюминиевой фольги. А вот от гамма-излучения спастись очень непросто. В какой бы защитный костюм вы ни оделись, если вы находитесь в зоне источника гамма-излучения – свою дозу радиации вы получите. Именно от этого вида излучения люди пытаются спастись в свинцовых погребах и бункерах. Однако при той же толщине слоя немногим менее эффективным в борьбе с влиянием гамма-излучения будет слой бетона или прессованной почвы. Свинец – материал плотный, именно поэтому в середине прошлого века его использовали в качестве защиты от радиации. Но свинец является еще и токсичным материалом, поэтому сегодня для тех же целей используют более толстый слой бетона.

Часы со светосоставами на основе радия / ©Flickr

«Йод защищает от радиационного воздействия»

Миф. Йод как таковой, так же как и его соединения, противостоять радиации не способен. Однако врачи рекомендуют населению принимать его после техногенных катастроф. Почему? Дело в том, что радиоактивный йод-131, попав в окружающую среду, стремительно накапливается в организме человека, точнее – в щитовидной железе, резко повышая риск развития онко- и других заболеваний этого органа. Когда же щитовидка «заполнена» другим, безопасным для нашего организма йодом, для радиоактивного йода просто не остается места. Но если нет никакой угрозы поступления в окружающую среду йода-131, принимать йод самостоятельно ни в коем случае нельзя, поскольку его высокие дозы могут нанести щитовидной железе непоправимый вред.