Великодушие определило счастье на уровне ЦНС — Naked Science
12.07.2017

Великодушие определило счастье на уровне ЦНС

Исследователи из Германии, США и Швейцарии показали, что благотворительное поведение модулирует ощущение счастья на уровне центральной нервной системы (ЦНС).

launch-hardwired_4x

Хотя на групповом уровне альтруизм ассоциируется с выгодой, для субъекта он означает утрату. В природе, однако, подобное поведение широко распространено и в случае человека может проявляться даже независимо от практической пользы действий. Предполагается, что такие реакции закрепляются за счет положительных эмоций. Так, прошлые работы показали, что жертвование ресурсов (например, сладостей) в пользу других сопровождается более высоким уровнем счастья, чем единоличное владение. При всей противоречивости, нейронные корреляты щедрости и радости, тем не менее, не рассматривались совместно. Чтобы устранить этот пробел, авторы новой работы провели серию экспериментов.

Известно, что благотворительному поведению соответствует активация височно-теменного узла (TPJ), тогда как счастье задействует компоненты системы вознаграждения, в частности орбитофронтальную кору (OFC) и вентральный стриатум. На первом этапе ученые разделили 48 добровольцев на две группы и сообщили, что в течение месяца каждый безвозмездно получит 25 швейцарских франков в неделю. Первую группу при этом просили в воображении распределить эти деньги между третьими лицами, а контрольную — потратить на себя. В момент принятия решения активность мозга оценивали путем функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Участники экспериментальной группы могли выбрать получателя (виртуальных) средств из предложенных, выбор контрольной был ограничен. Первые также имели возможность оставлять часть денег себе: сумма пожертвования варьировалась в пределах от трех до 25 франков. Перед и после теста все испытуемые заполняли Шкалу субъективного счастья (SHS) — наряду с объективными измерениями это позволило отследить самоощущение, связанное с ответами. Как и ожидалось, добровольцы, которым было предложено проявлять альтруизм, чаще, чем остальные, передавали ресурсы другим людям, при этом тенденция не зависела от знакомства с адресантом или его привлекательности.

Диаграмма рассеяния для щедрости и межнейронных связей TPJ-OFC в экспериментальной и контрольной группах / ©Soyoung Q. Park et al., Nature Communications, 2017

Вместе с тем они отмечали повышенный уровень счастья, который, однако, не коррелировал со степенью щедрости. Склонность экспериментальной группы к пожертвованиям не объясняли научение и эмпатия, а улучшение ее эмоционального фона не ассоциировалось с сопротивлением социальному неравенству. Анализ томограмм, в свою очередь, привел ученых к выводу, что проявление альтруизма значимо отличала дополнительная активация TPJ. Любопытно, что последний модулировал межнейронные связи с OFC и вентральным стриатумом: их усиление наблюдалось в первой группе параллельно благотворительности. Рост кровотока в OFC, в свою очередь, коррелировал с радостью.

По словам авторов, столь радикальные различия реакций в двух группах были неожиданны, учитывая, что добровольцы в действительности не располагали деньгами, которые должны были распределять: на щедрость и счастье их стимулировали обещанием. Исследование проясняет нейронный механизм этих поведенческих проявлений.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Ранее ученые выяснили, с чем связана эмоциональная сдержанность россиян и представители какого пола более склонны к счастью в пожилом возрасте.