Ученые связали осознанность и эгоизм — Naked Science

Ученые связали осознанность и эгоизм

4.5

Осознанность — или внимательное отношение к своему внутреннему состоянию, — как выяснили ученые, приводит одних людей к более эгоистичному поведению, а других, наоборот, к альтруистичному.

Ученые связали осознанность и эгоизм / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Psychological Science. Практика осознанного и внимательного отношения к своим внутренним ощущениям сейчас в моде. Ей посвящены множество тренингов и медитативных техник. Цель их — снять стресс и тревогу, повысив эмоциональное благополучие человека. Однако, как выяснили ученые из Университета Буффало (США), эти практики могут нанести вред социальному аспекту, делая поведение людей более эгоистичным. Правда, такой эффект характерен не для всех.

Осознанность повышает социальные навыки у тех людей, которые склонны считать себя более взаимозависимыми, и снижает у тех, кто видит себя как более независимого человека. Здесь важен и культурный аспект, так как люди в странах Запада считают себя большими индивидуалистами, чем население стран Восточной Азии. Поэтому практики осознанного отношения к своим телесным ощущениям могут по-разному влиять на разных людей.

Чтобы прийти к подобным выводам, исследователи провели два эксперимента: с участием 366 человек — в первом, 325 — во втором. Сначала был измерен уровень их субъективной оценки взаимозависимости и независимости. Затем участники практиковали различные методы погружения в себя. После этого им предлагали поработать волонтерами для благотворительных организаций.

Во втором эксперименте участников поощряли склоняться в сторону того, чтобы они думали о себе как об индивидуалистах или как о взаимозависимых, выполняя специальные упражнения. Затем их вновь просили о помощи для благотворительных организаций (на этот раз — материальной).

Эксперименты показали, что практики осознанности сделали тех, кто стремится к независимости, на 33 процента более эгоистичными по отношению к окружающим, а тех, кто считает себя взаимозависимым, наоборот: такие люди стали на 40 процентов больше проявлять альтруистичных черт. На основании этого ученые считают, что их выводы необходимо учитывать для тех, кто занимается разработкой медитативных практик с учетом особенностей личности конкретного индивида.