29 августа
4 238

Ученые нашли область мозга, отвечающую за альтруизм

5.1

Многие просоциальные действия требуют усилий. Однако нейронные механизмы, лежащие в основе того, как люди решают, прилагать ли им усилие ради помощи другим, были плохо изучены.

Волонтер в Африке
@ Pixabay

Коллектив ученых из университетов Бирмингена и Оксфорда (Великобритания) выявил область головного мозга, которая ответственна за альтруистическое поведение — бескорыстные побуждения и поступки человека во благо других. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

«Просоциальное» поведение — от разовой помощи незнакомцу на улице до волонтерства — жизненно важно для поддержания физического и психического здоровья. Хотя авторы множества предыдущих работ изучали психологические и нейронные механизмы, лежащие в основе принятия решения о том, жертвовать ли, к примеру, на благотворительность, они упускали из виду ключевой компонент альтруизма — усилие. К тому же неизвестно, как мозг представляет усилие просоциального действия и отличается ли оно от поступков, приносящих пользу нам самим.

Ученые провели эксперимент с участием 12 мужчин и 26 женщин 18-35 лет, которых набрали через рассылку среди студентов, онлайн-объявления и соцсети. Все они были правшами и не имели психических расстройств. За неделю до опыта добровольцы заполнили анкеты для оценки уровня эмпатии. Затем они пришли в лабораторию, где каждого попросили за три с половиной секунды принять решение: не прилагать усилия, то есть отдыхать, и получить небольшое денежное вознаграждение либо потрудиться и заработать больше денег, но это требовало бы усилий.

Если участник решался на второй вариант, ему приходилось на протяжении нескольких секунд сжимать устройство, которое измеряет силу хвата. Целью было достижение определенного порога — желтой горизонтальной полосы на экране — и получение баллов, конвертируемых в деньги. Награда уходила либо самому испытуемому, либо другому человеку (об этом уведомляли заранее).

Параллельно добровольцы проходили функциональную магнитно-резонансную томографию, позволявшую выяснить, какие области мозга активировались, когда люди выбирали «работать», или «отдыхать», получая деньги для себя или кого-то еще.

В итоге исследователи обнаружили, что при принятии решения сделать усилие и помочь другому человеку активировалась передняя поясная кора (anterior cingulate cortex, ACC) — фронтальная часть поясной коры, похожая на «ошейник» вокруг мозолистого тела. Она не была задействована, когда участник предпочитал сделать усилие именно ради своей выгоды.

«ACCg обрабатывает информацию, которая имеет значение для принятия решений сделать усилие, когда оно имеет просоциальный характер, но не когда приносит пользу самому себе. <…> Репрезентация усилий в этой области оказалась сильнее у людей, оценивших свой уровень эмпатии как высокий», — рассказали ученые.

В дальнейшем они планируют изучить, как обстоят дела с альтруистическим поведением у людей, переживших инсульт головного мозга либо другую похожую травму.