Обновленная модель показывает, что северный магнитный полюс быстро движется в сторону Сибири — Naked Science

Ученые обновили Всемирную магнитную модель и выпустили ее на год раньше, чем планировалось, из-за скорости, с которой полюс перемещается от Канады к Сибири.

Движение северного магнитного полюса
Движение северного магнитного полюса /© NOAA NCEI/CIRES.

Северный магнитный полюс — точка на поверхности Земли, обозначающая магнитный север (направление на север, которое указывает компас). В результате глубинных геологических процессов поток расплавленного железа создает магнитное поле с полюсами вблизи географических Северного и Южного полюсов. Однако, в отличие от географических, магнитные полюса могут двигаться — и в последние годы северный двигался быстрее, что обусловило необходимость досрочного обновления Всемирной магнитной модели (WMM).

WMM совместно поддерживается учеными из Национального управления океанических и атмосферных исследований США и Британской геологической службы. Она подробно показывает состояние магнитного поля Земли в конкретное время, а данные для модели поступают со спутников и от 160 наземных обсерваторий. Модель играет важную роль в навигационных системах всего мира. WMM используется для самого широкого спектра навигационных приложений — как в работе GPS, так и для военных систем ориентирования. На ней завязано, например, движение судов. В норме модель обновляют каждые пять лет — так что теоретически, если скорость движения полюса не будет расти, в следующий раз это должно случиться к 2025 году.

На сегодня точно неизвестно, почему происходит дрейф полюсов. Предполагается, что это связано с движением сильно разогретых потоков на границе ядра и мантии планеты. Механизм, управляющий этими потоками, описан на уровне теорий. Предполагается, что текучий расплавленный металл, раскаленный до 3000 °C, приводит магнитное поле в движение, увлекая его за собой. «Мы считаем, что реактивный поток на “верхушке” планеты втянул в себя северный магнитный полюс, тем самым перетягивая его от Канады в сторону России», — объясняет доктор Киран Бегган, сотрудник Британской геологической службы.

Как северный магнитный полюс перемещался с начала прошлого века / © Baomoi

Впервые оба магнитных полюса были обнаружены в 1831 году, и с этого времени направление их движения и скорость отслеживались учеными. С момента своего открытия северный магнитный полюс «прошел» около 2250 километров. В 90-е годы ХХ века он заметно разогнался: если до того полюс за год смещался примерно на 15 километров, то к началу двухтысячных начал добавлять к скорости чуть ли не по 10 километров в некоторые годы. Рекорд скорости — около 55 километров за год — сменился небольшим спадом. Сейчас полюс снова «на подъеме», но исследователи полагают, что в ближайшие годы скорость немного уменьшится.

Неизвестно также, почему практически не меняется скорость движения южного магнитного полюса. С момента открытия он всего один раз прибавил к обычному годовому пути буквально десяток километров.

Исследователи предполагают, что увеличение скорости движения северного магнитного полюса не окажет сильного влияния на большинство людей. Однако это затрагивает многие сферы нашей жизни — от обновления приложений на смартфоне до работы авиации.

Ранее ученые предположили, что магнитные полюса Земли могут и не поменяться местами, а у магнитного поля Юпитера и вовсе не нашли северного полюса.

В Японии провели церемонию спуска на воду фрегата типа Mogami. В перспективе страна намерена построить несколько десятков таких кораблей.

Новая адаптация «зефирного теста» для каракатиц показала, что они способны к самоконтролю и могут отказаться от немедленного вознаграждения, дожидаясь более ценного лакомства.