26.11.2022
Анна Новиковская

В Трансильвании нашли динозавра-карлика

4.5

Как среди современных животных-гигантов могут встречаться карликовые виды, так и в доисторической Европе жил динозавр, чьи ближайшие родственники вырастали до пяти-шести метров в длину, но сам он был размером с собачку. Ученые предполагают, что причина заключается в островной карликовости, ведь 70 миллионов лет назад современная Румыния была лишь островом в мелководном море.

Новый вид динозавров вместе с другими обитателями острова Хацег / ©Peter Nickolaus

В позднем меловом периоде, около 70 миллионов лет назад, Европа была представлена группой островов, расположенных в мелководном тропическом море. Не удивительно, что сухопутным динозаврам, ограниченным в пищевых ресурсах, пришлось значительно уменьшиться в размерах, как это сделали другие известные животные-карлики — сицилийские слоны и кипрские бегемоты.

Одним из классических примеров островной карликовости того времени служит фауна острова Хацег, на котором гигантские птерозавры (эти летающие ящеры не были ограничены одним островом, что позволило им сохранить «классические» размеры) обитали бок о бок с карликовыми динозаврами. Теперь к миниатюрным мадьярозаврам, размером с пони, и небольшим телматозаврам, выраставшим не больше коровы, добавился новый вид динозавра, что был не больше собаки.

Новый вид, описанный международной группой палеонтологов, принадлежит к семейству рабдодонтид, и его ближайшие родственники во Франции достигали шести метров в длину, но сам он вырастал только до двух. Динозавра назвали трансильванозавром (Transylvanosaurus platycephalus), потому что его фрагментированные окаменелости нашли именно в Трансильвании, на «родине» стокеровского Дракулы.

Правда, в отличие от легендарного вампира, трансильванозавр был абсолютно мирным растительноядным животным, «оленем» мелового периода. Поскольку ранние представители рабдодонтид жили в Восточной Европе, предкам трансильванозавра пришлось сначала дойти до Западной Европы по временным мостам (они возникали из-за колебаний уровня моря и движений тектонических плит), а потом вернуться в Румынию. Вполне возможно, что часть этого пути животные преодолели вплавь — ведь динозавры неплохо держались на воде.

Окаменелости трансильванозавра крайне фрагментированы, но их достаточно, чтобы определить новый вид динозавров / © tagesschau.de

Впрочем, вода могла сыграть в жизни этого динозавра далеко не лучшую роль: его кости были обнаружены на дне древней реки, так что вполне возможно, что трансильванозавр утонул и был похоронен в речных отложениях. Благодаря этому сохранилась часть его черепа, и в конце концов воды новой реки обнажили кости, чтобы палеонтологи смогли их обнаружить.

Исследование опубликовано в Journal of Vertebrate Paleontology.