• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30.11.2024
Редакция Naked Science
111
31 222

Прогресс замедляется: почему современная наука в тупике?

4.6

Последние полвека темпы развития науки снижаются. В быту это пока незаметно, потому что от фундаментального открытия до его реализации в технике проходят десятки лет. Но замедление длится слишком долго, то есть вскоре мы столкнемся с замедлением развития техники в целом. Naked Science решил дать перевод видео физика и популяризатора Сабины Хоссенфельдер на эту тему. Что же не так с современной наукой и можно ли что-то исправить?

Сабина Хоссенфельдер, немецкий физик и популяризатор науки / © Wikimedia Commons

В норме научпоп представляет науку в самом лучшем виде: она развивается быстро, ученых и научных работ в несколько раз больше, чем полвека назад. В чисто научной среде разговоры совсем другие. В физике частиц «в курилках» все признают: со времен предсказания бозона Хиггса прорывов в этой отрасли не было. Во множестве других отраслей ситуация не лучше, если не хуже (бозон Хиггса через примерно полвека хотя бы нашли).

Все больше исследователей связывают проблемы с замедлением развития фундаментальной науки с грантовой системой. В своем нынешнем виде она побуждает ученых браться за темы, которые им не интересны, но зато достаточно хайповые, чтобы общество охотно выделяло гранты на них. Получается, ученые часто занимаются тем, чем не хотят, и в итоге не достигают в своих работах существенного прогресса. Их потенциал в значительной степени недоиспользуется, что было редкостью еще в 1960-х годах.

Сабина Хоссенфельдер (Sabine Hossenfelder), до недавних пор физик-теоретик, а ныне популяризатор науки, провела обзор этой ситуации в отдельном видео. Мы перевели его и представляем вашему вниманию:

Почему современная наука в тупике? / © Youtube, Sabine Hossenfelder

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 17:59
Юлия Трепалина

Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.

Вчера, 19:02
Игорь Байдов

Ученые исследовали человекообразных обезьян в одном из заповедников Японии и выявили у них необычное поведение, которое ранее не наблюдалось у других животных. Если один шимпанзе начинает мочиться, это стимулирует других особей делать то же самое. По мнению авторов новой научной работы, эффект, который они назвали «заразительным мочеиспусканием», может иметь глубокие эволюционные корни.

Вчера, 14:39
Березин Александр

В последние годы в России наблюдается настоящий бум увлажнителей воздуха, причем самое популярное решение — ультразвуковые. Одновременно в научной литературе одна за другой выходят работы о вредности таких устройств: от них в вашей комнате образуется даже больше микрочастиц, чем в воздухе в центре Пекина в плохой день. Альтернативные технические решения лишены подобных недостатков, но и они при неграмотном обслуживании привели к массовой гибели людей в Южной Корее. Тем не менее ученые подчеркивают, что сухой зимний воздух резко поднимает частоту болезней и многих других неприятностей. Что делать, чтобы этого избежать?

18 января
Елена

Ученые Северо-Западного университета (США) синтезировали новый материал с исключительными свойствами. Очень прочный, но в то же время гибкий и легкий, полученный ими полимер может изготавливаться в больших объемах, а применяться при создании бронежилетов и баллистических тканей.

17 января
Юлия Трепалина

Группа американских исследователей рассмотрела несколько десятков научных работ по теме родительского фаворитизма, чтобы разобраться в нюансах этого психологического явления и выяснить, как отношение родителей к детям связано с разными факторами, в том числе очередностью их рождения, возрастом, полом и чертами личности.

Вчера, 17:59
Юлия Трепалина

Сниженная концентрация внимания у молодежи побуждает педагогов к внедрению новых, более увлекательных методик, способных поддерживать интерес к обучению у поколения Z. Проведенный на Филиппинах эксперимент показал, что использование специализированных мемов может положительно влиять на успеваемость учеников и их отношение к дисциплине.

13 января
Юлия Трепалина

Многие предпочитают вступать в романтические отношения с людьми примерно своего возраста, но есть и пары с существенной возрастной разницей. Международная группа ученых недавно на крупной выборке людей проследила за изменениями возраста партнеров на старте отношений в разные годы жизни.

14 января
Елизавета Александрова

По распространению сейсмических волн в недрах Земли геологи словно «сканируют» планету и обнаруживают все больше интересных особенностей ее внутреннего строения. Недавно очередное такое исследование заставило ученых особенно внимательно рассмотреть то, что скрывается под Тихоокеанской литосферной плитой.

27.12.2024
ФизТех

Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.

[miniorange_social_login]

Комментарии

111 Комментариев
Зинаида Перебоева
4 недели назад
-
-1
+
Вся наука лежит под торгашам и ворами! Сейчас больше математиков,чем физиков и химиков,которые без денег думать не хотят!
-
0
+
Напишите, пожалуйста, как по вашему, может ли материальное тело обогнать свет в вакууме?
No Information
08.12.2024
-
1
+
Всю статью можно сжать в одно слово - капитализм.
Математичка говорила,что математику на 5 знает она и Бог! Вот и нынешние учёные считают также! Космос же подчиняется Другой Науке! ,
Dmitriy Dorian
03.12.2024
-
2
+
Чтобы заявлять о том, что ситуация с прогрессом в науке проблемная и искать какая именно проблема не даёт совершать новые прорывные открытия, нужно обосновать почему именно кто-то (в данном случае Сабина Хоссенфельдер) считает, что что-то идёт не так. То есть, можно зафиксировать проблему, ну или сделать предположение о её наличии, только если фактическая ситуация отличается от наших представлений о том как "должно быть". И вот тут большой вопрос: а на основании чего г-жа Хоссенфельдер и поддерживающие её считают, что должно быть по-другому? Что открытия должны совершаться с предсказуемой и желаемой нами частотой? Что они вообще должны совершаться? Никаких оснований, кроме экстраполяции прошлых этапов развития науки и вздохов, что вот "раньше-то было лучше", просто нет и не может быть. Потому что утверждение о том, что "должно быть" не может быть доказано никакими фактами "как есть" ("Гильотина Юма"). Так что наука развивается, как развивается, в чём-то быстрее, в чём-то медленнее, в разных сферах разные проблемы. И называть текущее состояние науки "тупиком" — просто спекуляция.
Ilya Fil
03.12.2024
-
1
+
А как же кучи исследований связанных с квантовой физикой? По сверхпроводимости? По квантовым компьютерам? И многому другому? Я считаю что фундаментальная наука не может считаться исследованной пока она не полностью применена на практике. Пока она не применена на практике - она недоисследованна.
    Ilya, ну ведь в видео же сказано, что это прикладные исследования (в теоретической квантовой физике последние 50 лет прорывов как раз нет), а прикладные -- плоды фундаментальных полувековой давности и более. В теории сверхпроводимости тоже прорывов нет. Как и в области квантовых компьютеров и многого другого. "Я считаю что фундаментальная наука не может считаться исследованной пока она не полностью применена на практике. Пока она не применена на практике - она недоисследованна." Когда она применена на практике -- она уже не фундаменитальная, а прикладная. Что разные отрасли. Застой наблюдается в прикладной. Это угрожает снижением скорость прикладного прогресса в следующие полстолетия в лучше случае.
    -
    0
    +
    Ilya, наука вообще то не может быть до конца исследованой. Это невозможно впринципе. )
-
1
+
Возможно по причине цикличности природы нашей цивилизации. "Темные века" были и после "катастрофы Бронзового века", и после падения Римской империи. Вопрос в их длительности и глубине "отката".
-
1
+
Сабина, как всегда, хороша в своих суждениях. Её даже к луддитам записывают или лжеученным потому что её в тех кругах частенько цитируют в сторону "мы в дерьме и ничего не работает". И для меня она стала когда то глотком свежего воздуха, как и Сапольски. Приятно видеть обоснованную критику.
Раскрою секрет нет СССР. Вот и прогресс замедлился. Всё просто. За 33 лет ни одного самолёта русского , ни одной автоматической межпланетной станции ни к какой планете, ни одной ракеты новой коммерческой . Хотя бы что-нибудь советское доделали , Ускорительно Накопительный Комплекс или Телескоп 25 метровый что в проекте СССР был . Всё проекты только с нефтью и газом связаны , чтобы брать ресурсы за бесценок , и себе же перепродавать потом за бугром в оффшорке ....чтобы денег не платить в бюджет Вот поэтому прогресс и замедлился. Бандитское быдло из кгб его замедлило ,ненасытное ,малышковое ,на женской гейше ходячее.
    Сергей, раскрою секрет - до появления СССР прогресс шел быстрее, чем сегодня. Или чем при СССР 70-80-х. Следовательно. СССР не может иметь отношения к вопросу.
    +
      ещё комментарии
      Александр, да соглашусь , одно лишь но! Одно дело когда прогресс двигаешь ты ,и видишь результат, тут...рядом прямо! Другое дело когда прогресс двигает тебя, ногой под зад, на задворки.....
    -
    1
    +
    Сергей, последняя фраза вообще класс 🙄 все остальное я еще могу перевести с "критически мыслящего" на общечеловеческий и даже понять откуда взялось "малышковое", но вот "на женской гейше ходячее" это как? 😲 Нет я понимаю что любители "назад в СССР" зачастую люди пожилые, но... говорят мельдоний хорошо помогает от проблем с мозговым кровообращением. И в отличии от вражеского милдроната (тоже самое только из Латвии) стоит совсем недорого.
    +
      ещё комментарии
      Иван, нужно смотреть на проблему в человеко часах ....ну иди в заинтересованности власти... прогресс зависит от усилий. Очередь в китайское консульство из 4000 человек в день не пропадает. Даже если допустить что половина или две трети из них это тиктокеры и веб модели....то в остатках могут быть люди уезжающие с 70 летним опытом отраслевого института. Так за 30 лет появляются ракеты скоростные поезда небоскребы космические станции телескопы высадки на луну и марсоходы.....эх , автопром сталь лучшая в мире. А у нас лиш только прорыв в области оффшорной зоны и поставки углеводородов за одну шестую цены. Иван я попью мельдоний это поможет?
        -
        0
        +
        Сергей, если вы начнете пользоваться банковскими картами вместо налички вас никто не обсчитает это технически невозможно. Главная лазейка - манипуляции со сдачей будет прикрыта. А очередь в китайское консульство подождет.
    -
    1
    +
    Сергей, это потому, что была конкуренция с Западом. Сейчас на роль продолжателя, наследника СССР претендует Китай и в научном плане у них есть все шансы, если устоят на Олимпе! А у нас сейчас в фундаментальной физике и в астрономии застой потому, что сейчас прикладная наука в приоритете и боюсь эта прогматичность может подрубить на корню будущие успехи. ((
    +
      ещё комментарии
      Пётр, я привык к Победам, а здесь рассказки разной мерзость ждущей чтобы продать чужое подороже , да ещё и славу себе присвоить за позапрошлый года. Очень грустно.
        -
        0
        +
        Сергей, насчёт "подороже" это как? Подороже можно технологию продать или изобретение. А фундаментальные знания бесценны потому, что задаром. И по большому счёту никому кроме государства и любознательных граждан не нужны. Это давняя проблема, что исследователей занимающихся наукой по зову сердца называли и называют до сих пор дураками-чудаками. Мещанский взгляд на фундаментальную науку - пустая трата времени и средств! (( И даже среди учёных я не вижу того страстного желания познать мир неизведаного, какой был ранее среди учёных прошлого столетия. Вот это действительно мерзко наблюдать. Очень много в науке стало приживал, которые не создавая ничего нового, строят свою карьеру на чужих, ранее написаных трудах.
          Пётр, ох как вы неправы Петр ох как неправы. Китайцы помещански одолжили всю нашу науку- результат виден воочию. СССР в 20 годы одолжил всю мировую науку, результат тоже виден воочию, Царская России одолжила всю мировую науку результат также был виден воочию. Нужно снова помещански всё , собрать для себя, и фундаментальную науку в первую очередь. Не стоить коллаэдеры за бугром, а свой УНК доделать. Построить наконец телескоп достойный наземный 56 метровый с адаптивной системой.Построить стенд для термоядерных и газофазных ядерных моторов. Для всего этого нужна просвещённая власть, а не мерзость малышковая ,из Ленинградской подворотни,147 см на женской гейше.
Для тех , кто познал диамат , не новость, что наука - это производная от общественных отношений. Если у вас в экономике и обществе бардак, то не ждите потока великих учёных и открытий. Вместе с кризисом капитализма наступает кризис всего общества - до тех пор , пока этот кризис не преодолён. Практика показала , что кризис капитализма решается двумя способами - мировой войной или социалистической революцией
    Константин, то есть сто лет назад, когда была Великая депрессия, спад экономики на треть в несколько лет, а потом стагнация до ВМВ, когда в СССР был такой бардак, что люди буквально умирали от голода прямо на улицах деревень -- в экономике и обществе бардака не было? Был, и больше, чем сегодня, когда нет таких спадов, нет и близко такого же по массовости голода. Но наука тогда развивалась существенно быстрее, чем сегодня. Что явно показывает, что кризис капитализма тут вообще ни при чем.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Александр, не ожидал от вас таких сумбурных комментариев, вы умудрились смешать в одну кучу и теплое и твердое и соленое. "то есть сто лет назад, когда была Великая депрессия, спад экономики на треть в несколько лет, а потом стагнация до ВМВ, когда в СССР был такой бардак, что люди буквально умирали от голода прямо на улицах деревень..." Тут не то чтобы некорректно смешивать в кучу совершенно разные экономики СССР и капиталистических стран, а такие аргументы годны для доказательства чего то обратного. Во время депрессии на западе в СССР был стремительный экономический рост которому даже голод не очень то помешал. При этом рост в СССР сопровождался и научно техническим подъемом, а оказавшиеся в затруднительном положении западные ученые и инженеры не гнушались ездить в СССР на подработки. "-- в экономике и обществе бардака не было?"" Как оценивать? Сейчас разве нет? Этот извечный вопрос можно ставить всегда когда хочешь оппонента в тупик загнать. Всяко меньше было бардака чем в 20-е.. А скорее вы просто придираетесь к словам, если бы Константин сформулировал свою мысль иначе у вас такой возможности не было бы
        Дмитрий, "Тут не то чтобы некорректно смешивать в кучу совершенно разные экономики СССР и капиталистических стран, а такие аргументы годны для доказательства чего то обратного. Во время депрессии на западе в СССР был стремительный экономический рост которому даже голод не очень то помешал. При этом рост в СССР сопровождался и научно техническим подъемом, а оказавшиеся в затруднительном положении западные ученые и инженеры не гнушались ездить в СССР на подработки." Не совсем понял ваше возражение. Человек говорил о бардаке. Гибель миллионов людей от голода в крупной стране-неколонии в XX веке -- это несомненный бардак. То есть пример соответствовал комментарию, на который я ответил. В чем проблема? "Как оценивать? Сейчас разве нет?" Оценивают бардак в обществе количественно -- по числу трупов от сбоев в работе общественных механизмов на 100 000 населения в единицу времени. В этом смысле сегодня бардака безусловно меньше, чем 100 лет назад.
          -
          0
          +
          "Гибель миллионов людей от голода в крупной стране-неколонии в XX веке -- это несомненный бардак." Такой же бардак и в те же годы был в США(только назывался красиво и непонятно -дефарминг) и Европе например Польше и Германии, но у них это давно забытые страницы истории, у нас по прежнему элемент пропаганды, а на Украине вообще официальная идеология. "Оценивают бардак в обществе количественно -- по числу трупов от сбоев в работе общественных механизмов на 100 000 населения в единицу времени" Тогда уж лучше по рождаемости оценивать, а не по смертности. Она всегда будет тем выше, чем благополучнее общество и главное хорошо характеризует субъективную уверенность населения в завтрашнем дне. Но тогда окажется что 30-е годы самые благополучные несмотря на несильно удачное начало. Прирост населения в абсолютных цифрах за десятилетие был максимальным за всю историю России как предыдущую, так и последующую
      -
      0
      +
      "Был, и больше, чем сегодня, когда нет таких спадов,..." . "Но наука тогда развивалась существенно быстрее, чем сегодня. Что явно показывает, что кризис капитализма тут вообще ни при чем." Прежде всего нет и такого экономического роста капитализма какой случался в 19-м и первой половине 20-го века после ПМВ и ВМВ что во многом определяет и отсутствие сильных падений. Тем не мене экономики всех капиталистических стран находятся либо в рецессии, либо растут едва заметно за исключением некоторых второстепенных стран типа Польши. И этот процесс как раз и коррелирует с ситуацией в науке. В СССР напомню перед развалом тоже замедлялись темпы роста. Капитализм пришел в упадок. Правда в том что капиталистическую экономику хорошо перезапускают глобальные катаклизмы типа мировых войн или распада СССР, но требования по разрушительности для перезапуска современной чрезмерно глобализированой капиталистической экономики таковы что сохранение капитализма требует уничтожения большей части человечества для своей перезагрузки. Обойтись 60-ю миллионами жертв как во вторую мировую уже не получится. А потому и у науки при в сегодняшних реалиях нет никаких шансов на ускорение развития, в чем я полностью согласен с Константином. "..нет и близко такого же по массовости голода." Такого по массовости голода как в 32-33м сейчас конечно же нет. Сейчас он куда более массовый, глобальный, затяжной и до обыденности непременный. https://www.un.org/ru/desa/hlpf-2019-state-of-food-security-and-nutrition
Lumen
02.12.2024
-
1
+
А что ещё может быть в науке, если система образования такая же, как и сто лет назад, если не хуже?
    White_Shadow, если бы система образования была как сто лет назад, то и наука развивалась бы не медленнее, чем 100 лет назад. А она развивается медленнее. То есть дело явно не в системе образования.
    +
      ещё комментарии
      lambadman
      02.12.2024
      -
      1
      +
      Александр, Ваш вывод можно записать как: а - образование 100 лет назад, б - образование сегодня в - скорость появления новых открытий 100 лет назад. г - скорость появления новых открытий сегодня. Если а = б, тогда в = г. Очень лакончино, просто и красиво... если только закрыть глаза, что жизнь редко описывается так просто и всё-таки каких-то данных и переменных не хватает
      -
      0
      +
      Александр, дело не только в системе образования. Детей пытаются напичкать знаниями больше, только от этого они умнее не становятся, скорее наоборот. Знаю, что сейчас во многих школах значительная доля детей даже в 9кл читает по слогам и не знает таблицу умножения - это деградация. (( Зато у детей компьютеры и телефоны, только используются они больше для развлечения, чем для образовательных целей. Домашку делают с помощью ИИ помошника, списывая не задумываясь.
        Пётр, детей в прошлом пичкали информацией намного интенсивнее. Образование в Греции включало заучивание наизусть Илиады. Любой, кто ее читал, понимает, о чем я. Школьное образование до революции было намного жестче, чем сегодня (и прусская гимназия той эпохи требовала больше запоминать, чем современная немецкая школа). Вы просто поинтересуйтесь программой обычной гимназии 110 лет назад -- и мнение, что сегодня как-то особенно пичкают у вас сразу пропадет. Смартфоны и прочее не могут иметь никакого отношения к замедлению науки с 70-х, потому что дети, выросшие в эпоху смартфонов еще не стали учеными.
        -
        0
        +
        Пётр, это где у вас такая школа? Читающие по слогам девятиклассники мне что-то не встречались. Ну а таблица умножения когда кругом калькуляторы и компьютеры и правда не такое уж необходимое знание.
          -
          0
          +
          Иван, я сам с детьми беседовал, есть такая проблема, причём не в одной школе. А вот про таблицу умножения вы зря. Таблицу умножения нужно знать хотябы для бытовой аналитики. Я вот в магазине покупаю и в уме уже прикидываю свои затраты до кассы. И было не раз когда удавалось избежать обсчёта. Это и в бизнесе важно, хотябы чтобы нули сходились. Да вообще, о чём мы, это ведь самые азы. Ну как учить математику не владея азами?!!
            -
            0
            +
            Пётр, сейчас когда кругом считыватели, штрих-коды, да камеры, а покупатели платят карточками обсчитывать нет не только возможности, но и смысла. Но если все же сомневаетесь - вперед, к кассам самообслуживания. Научиться не сложнее чем таблице умножения 😁
              -
              0
              +
              И., тем не менее факты с обсчётом случаются, причём в достаточно ощутимом номинале. А кассы самообслуживания часто не удаётся пройти нормально. Случаются заморочки, типа товар не пробивается или зависает не пойми от чего. Смотришь, люди пытаются ими воспользоваться, потом возвращаются обратно в очередь, не добившись результата. Да и у нас всего 2 таких магазина с кассами самообслуживания.
                -
                0
                +
                П., если вы начнете пользоваться банковскими картами вместо налички вас никто не обсчитает это технически невозможно. Главная лазейка - манипуляции со сдачей будет прикрыта. Ну разве что обвесят 😁
                -
                1
                +
                И., один раз было, мне посчитали лишнюю булку хлеба. Предъявил чек и взял без скандала лишнюю булку с прилавка. Другой раз с меня запросили около полутора тысяч рублей за булку хлеба и кассету яиц. )) Потом кассир разобралась, что посчитала каждое яйцо как кассету. Сработала элементарная аналитика приблизительного расчета. Был случай на одном из товаров на кассе продавщица нечаянно нолик добавила. Когда я ей доказал, что товар не может так дорого стоить, она ещё и обиделась на меня. Зафыркала и покинула кассу со злым видом и потом даже здороваться перестала. В общем я ещё и виноват что меня обсчитали. )) Так что всякое бывало, может и не по злому умыслу. Хотя вот у брата был случай, когда в советские годы продавщица отложила от кругленькой суммы купюру и нагло заявила, что нехватает. Брат не растерялся, протянул руку туда куда была спятана купюра, достал её и спокойным голосом сказал вот она - недостача. ))
Nemo Nobody
02.12.2024
-
3
+
Пока религия, лезет, нагло, в светскую жизнь,пока большинство не перестанет жить одним днём, тогда мы и достигнем невозможного
    Nemo, однако и сто лет, и 50 лет назад религия куда как сильнее была в светской жизни. Несопоставимо сильнее, чем сегодня. А наука развивалась сильно быстрее.
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      Александр, 50-100 лет назад был советский союз. СССР&Религия - это прямо literary nonsense.
        Илья, до возникновения СССР фундаментальная наука тоже развивалась быстрее, чем сегодня -- собственно именно 1900-1917 годы для нее стали пиком скорости развития. А религия в это время была еще сильнее, чем 100 или 50 лет назад. Из чего видно, что религия и СССР с замедлением прогресса в науке не связаны.
    -
    0
    +
    Nemo, мне думается, что вы подразумевали этику, которая множество запретительных тезисов подчерпнула из религии и морали. Мораль - "дитя" религии и законов (власти).
    -
    0
    +
    Nemo, более сложная наука для обывателя будет такой же религией даже с крепким начальным образованием. Мы просто поменяем одну веру на другую.
DarkIllusoire
02.12.2024
-
-2
+
Пока люди будут заниматься всякой глупостью, по типу искривления пространства-времени и прочей плоскоземельщиной, прогресс и будет замедляться
-
2
+
Спрашивается, а для чего нужен научпоп, если творческий потенциал народа не используется? Среди любителей науки порой предлагаются весьма дельные идеи, но если человек не имеет учёной степени, заявить об открытии нет даже шанса. Такая ситуация была в царской России. Например, когда самоучка Константин Эдуардович Циолковский предложил рассмотреть свою уникальную работу по освоению космического пространства, используя реактивную тягу, один из профессоров даже не ознакомившись должным образом с его работой с издёвкой предложил автору поправить своё здоровье в пансионате для умалишенных. (( Лишь при советской власти его труды оценили по достоинству и сегодня даже дети знают кто такой Циолковский! А кто был тот профессор? Уже и не вспомишь. )) Сейчас ситуация аналогичная, академическая элита даже смотреть не будет работы малоизвестных авторов. У них итак видимо жизнь удалась. К слову, у меня есть работы по релятивистской механике, по теории сил инерции, гравитации, имеющие значение для фундаментальной науки - фундаментальной физики, квантовой физики, астрофизики, космологии и др.. Пытался предложить обсудить это специалистам, в ответ молчание, полное отсутствие интереса. А ведь институтам и университетам выделяются огромные средства из бюджета на подобные исследования!
    -
    2
    +
    Пётр, то что вы описали - это уже так называемый "corruption of the system". Никто не любит конкуренции за финансирование. Более того для опытов-экспериментов на рубеже научного знания необходимы огромменные ресурсы, не каждое государство или мегакорпорация такие может позволить реализовать. Также мы живём в эпоху капитализма, и любые вложения обязаны давать какой-то профицит чуть ли не сразу, а не через столетие-другое-третье. Рыночные кандалы.
    -
    1
    +
    Пётр, с Циолковским красиво стелите. Может было, может нет. А если было - у кого-то на тот момент вообще была возможность строить космические ракеты? Есть уровень компетенции, сначала нужно достичь его чтобы вас стали воспринимать всерьез, в противном случае - пишите научную фантастику. Это не отменяет коррупционость и монаршие настройки современного научного общества конечно, но и не придает веса поверхностной логике.
    +
      ещё комментарии