22.11.2016
Редакция Naked Science

Советскую Армию назвали причиной распространения в Европе туберкулеза

Ученые пришли к выводу, что в результате действий вооруженных сил СССР в Афганистане туберкулез начал активно распространяться в Советском Союзе, а затем – в странах Запада.

Выводы международной группы микробиологов, которой руководил Вегард Элдхольм (Vegard Eldholm), были изложены в издании Proceedings of the National Academy of Sciences. В центре внимания экспертов оказалось то, как военные конфликты способствуют распространению туберкулеза. Как оказалось, участие советских солдат в войне в Афганистане стало важным фактором распространения заболевания.

Учеными была реконструирована эволюция палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis). Последняя получила печальную славу еще и потому, что за последние годы ее устойчивость к антибиотикам заметно выросла. Были сравнены ДНК разных штаммов бактерии, которые характерны для Азии и Европы. Как впоследствии выяснилось, некоторые штаммы, выявленные в Европе, появились на афганской территории во время войны. Эти микроорганизмы попали в СССР, а уже оттуда они начали «победное шествие» по странам Запада. Это было связано с миграционными процессами.

Важным выводом стало то, что у микроорганизмов, выделенных у жителей постсоветского пространства, были найдены мутации, которые способствовали резистентности к антибиотикам. По мнению авторов исследования, причиной такой «живучести» стал развал системы здравоохранения после краха СССР.

В целом, выводы группы ученых наглядно демонстрируют роль военных конфликтов и политической нестабильности в распространении заболеваний и увеличения устойчивости микроорганизмов к действию лекарств.

Туберкулез является широко распространенным в мире заболеванием человека и животных. Его вызывают различные виды микробактерий группы Mycobacterium tuberculosis (или палочка Коха). Чаще всего болезнь поражает легкие. Mycobacterium tuberculosis передается воздушно-капельным путем.

Ранее, напомним, исследователи из РФ выяснили причины, по которым «русский» туберкулез считается настолько опасным. «Успех» микробактерий исследователи связали со способностью синтезировать жирные кислоты.