Противопаразитарное средство оказалось эффективным in vitro против Covid-19

Противопаразитарное средство оказалось эффективным in vitro против Covid-19

5.7

Лекарство, используемое против вшей и гельминтов, демонстрирует высокую активность против вируса SARS-CoV-2 в культуре клеток.

лекарство от коронавируса
Ученые в лабораториях по всему миру работают над поиском лекарств от коронавируса / © Laboratorio

Австралийские ученые показали, что противопаразитарный препарат ивермектин может оказаться действенным при лечении коронавируса. Статья об этом опубликована в издании Antiviral Research.

По словам руководительницы исследования Кайли Вагстафф из Института биомедицинских исследований Монаша, ивермектин способен остановить вирусную инфекцию Сovid-19 в культуре клеток в течение двух суток. «Мы обнаружили, что даже одна доза [препарата] может <…> удалить всю вирусную РНК за 48 часов, а в течение 24 часов — привести к заметному снижению ее количества», — говорит Вагстафф.

Эксперименты проводились на клеточной линии Vero-hSLAM (клетки эпителия почки африканской зеленой мартышки). В инфицированную культуру спустя два часа после заражения вирусом добавляли препарат в молярной концентрации пять микромоль на литр. Количество вирусной РНК определяли в супернатанте: надосадочной жидкости, оставшейся после разрушения и центрифугирования клеток.

Структура молекулы ивермектина / © Hangzhou Longshine Biotech

В образцах, отцентрифугированных через 24 часа после инъекции препарата, наблюдалось снижение уровня вирусной РНК на 93% по сравнению с контрольным образцом. За 48 часов ивермектин снижал количество нуклеиновой кислоты вируса более чем на 99%.

Ивермектин применяется для лечения ряда эндо- и эктопаразитарных заболеваний как человека, так и различных животных. В частности, его используют для лечения чесотки, педикулеза, гельминтозов и миазов (болезней, вызванных паразитическими личинками мух). Ивермектин нарушает передачу нервных импульсов в организме паразита, что приводит к его гибели.

Схема предполагаемого механизма противовирусной активности ивермектина / © Wagstaff, Caly et al., Antiviral Research, 2020

Более ранние исследования показывали высокую эффективность ивермектина против широкого спектра РНК-вирусов — например, ВИЧ, а также возбудителей лихорадки денге и болезни Западного Нила. Однако все эксперименты проводились in vitro, то есть вне живых организмов. «Ивермектин широко используется и рассматривается как безопасный препарат. Теперь нам необходимо выяснить, будет ли эффективна дозировка, при которой его можно использовать для людей», — поясняет Кайли Вагстафф.

Еще один важный вопрос, который предстоит выяснить в будущих исследованиях, — каков механизм воздействия ивермектина на вирусы. Пока ученые могут лишь строить предположения на этот счет. Вероятнее всего, препарат блокирует вирусные белки, которые помогают патогену проникнуть в ядро клетки, где содержится ее ДНК.

Применение ивермектина для борьбы с Сovid-19 будет зависеть от результатов дальнейших доклинических и клинических исследований. Сейчас австралийские ученые активно ищут финансирование для более подробного изучения противовирусной активности препарата.