Вакцина против коронавируса заставила организм мыши производить антитела, специфичные к SARS-CoV-2 — Naked Science

вакцина
Препарат доставляется при помощи массива микроигл на небольшом кусочке пластыря / © University of Pittsburgh

Сотрудники медицинского факультета Университета Питтсбурга (США) сообщили об успешных доклинических испытаниях потенциальной вакцины против SARS-CoV-2 — возбудителя заболевания Covid-19. Результаты опубликованы в журнале EBioMedicine.

«У нас был опыт с SARS-CoV в 2003 году (возбудитель “атипичной пневмонии”. — Прим. ред.) и MERS-CoV (коронавирус ближневосточного респираторного синдрома. — Прим. ред.) в 2014 году. Эти два вируса, тесно связанные с SARS-CoV-2, научили нас, что определенный белок, называемый спайковым (S-белок, напоминающий “шипы”, на поверхности коронавируса тесно связывается с рецепторными белками человека, находящимися на поверхности человеческих клеток. — Прим. ред.), важен для индукции иммунитета против вируса. Мы точно знали, как бороться с новым вирусом. <…> Поэтому так важно финансировать научные исследования в области вакцин. Вы никогда не знаете, откуда может стартовать следующая пандемия», — рассказал Андреа Гамботто, доктор медицинских наук, доцент кафедры хирургии в Медицинской школе Университета Питтсбурга.

Как заявили ученые, при тестировании на мышах вакцина, названная PittCoVacc (Pittsburgh Coronavirus Vaccine), доставлялась внутрь при помощи крошечного пластыря, который умещается на кончике пальца и содержит в себе 400 микроигл, состоящих из сахара и кусочков белка, — после введения спайкового белка в кожу они просто растворяются.

Коллектив ученых из Университета Питтсбурга (США) рассказывает о PittCoVacc

Препарат заставил организмы грызунов на протяжении двух недель продуцировать специфичные к SARS-CoV-2 антитела (белковые соединения плазмы крови, реагирующие на введение в организм бактерий, вирусов, белковых токсинов и других чужеродных антигенов), причем в количествах, которые считаются достаточными для нейтрализации вируса. Хотя еще потребуются исследования в долгосрочной перспективе, ученые напоминают, что в их предыдущих опытах мыши, получавшие вакцину против MERS-CoV, производили достаточный уровень антител, чтобы нейтрализовать вирус как минимум на год.

При этом, отмечают создатели PittCoVacc, по сравнению с экспериментальной мРНК-вакциной (предполагает введение в живую клетку специального генетического материала, который запускает производство белков патогенов внутри организма, что и вызывает иммунную реакцию), клинические испытания которой начались в середине марта, их препарат следует более традиционным путем (например, как прививки от гриппа), задействуя лабораторные кусочки вирусного белка для формирования иммунитета.

Препарат доставляется внутрь при помощи 400 микроигл на небольшом кусочке пластыря / © University of Pittsburgh

Вакцина против SARS-CoV-2 оставалась эффективной даже после стерилизации гамма-излучением: как заявляют исследователи, это ключевой шаг к созданию препарата, пригодного для введения человеку. Еще один плюс PittCoVacc в том, что кусочки спайкового белка изготавливаются послойно на культивируемых клетках, сконструированных для экспрессии S-белка нового коронавируса. Таким образом, появляется возможность легко увеличить объемы производства вакцины SARS-CoV-2. После изготовления PittCoVacc может находиться при комнатной температуре до тех пор, пока она не понадобится: значит, нет необходимости охлаждать препарат во время транспортировки и хранения.

«Для большинства вакцин вам не нужно начинать с масштабируемости, — подчеркнул Гамботто. — Но когда вы пытаетесь быстро разработать вакцину в условиях пандемии, это первое требование».

Что касается дальнейших планов, то сейчас создатели перспективной вакцины ожидают ее одобрения от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. После этого, в ближайшие месяцы, ученые должны приступить к первой фазе клинических испытаний на людях.

«На тестирование с участием пациентов в норме уходит как минимум год, возможно, даже больше, — добавляет ведущий автор исследования Луи Фало, доктор медицинских наук и профессор кафедры дерматологии. — Эта конкретная ситуация отличается от всего, что мы когда-либо видели, так что мы пока не знаем, сколько времени займет процесс клинической разработки. Возможно, мы можем предположить, что сделаем это быстрее”.

Ранее глава Средиземноморского института инфекционных заболеваний в Марселе Дидье Рауль объявил об излечении 1003 человек благодаря комбинированной терапии Covid-19. Кроме того, об успехе сообщили и российские специалисты, которые создали потенциальный препарат против коронавируса на основе противомалярийного средства.

Испытания крейсера «Адмирал Нахимов» должны начать в этом году. Предполагается, что он сможет применять новую гиперзвуковую ракету.