27.04.2020
София Жаботинская
6 220

Опубликовано обзорное исследование по самым перспективным способам борьбы с коронавирусом

6.0

Американские ученые назвали самые перспективные медико-биологические стратегии в борьбе с пандемией Covid-19. Пока продолжается разработка вакцин, исследователи рекомендуют обратить внимание на вирусные векторы.

Микрофотография вируса SARS-CoV-2
Микрофотография вируса SARS-CoV-2 / © National Institutes of Health

Сегодня сотни тысяч исследователей по всему миру заняты разработкой вакцин, лекарств и диагностических тестов для коронавирусной инфекции. В поисковой системе Google Scholar, собирающей данные из рецензируемых научных журналов, индексированы 1650 статей на тему Covid-19, и каждый день их число увеличивается на несколько десятков. А в реестре клинических испытаний ClinicalTrials.gov перечислены 460 перспективных препаратов, которые находятся на разных стадиях исследования.

Ученые из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл опубликовали в издании Frontiers in Microbiology систематический обзор клинических стратегий по преодолению коронавирусной пандемии. В своей работе исследователи рассматривают эти стратегии в контексте борьбы не только с вирусом SARS-CoV-2, но и его «родственниками» — в том числе с возбудителем атипичной пневмонии SARS-CoV, а также MERS-CoV, который стал причиной вспышки ближневосточного респираторного синдрома.

«Коронавирусы представляют собой реальную угрозу здоровью человека и мировой экономике. Сначала мы должны рассмотреть новые контрмеры для борьбы с пандемическим вирусом SARS-CoV-2, а затем с огромным набором зоонозных вирусов высокой степени опасности, — заявляют авторы обзора. — Чтобы сосредоточиться на глобальном поиске лечения, мы здесь (в обзоре. — Прим. ред.) стремимся предоставить исчерпывающий перечень возможных стратегий борьбы против SARS-Cov-2 и родственных коронавирусов».

Наиболее перспективной сферой разработок авторы обзора называют создание вакцин против коронавируса. Ученые считают, что необходимо в первую очередь сконцентрировать усилия на создании препарата, который связывает S-белок, формирующий шипы вирусных частиц и отвечающий за связывание и слияние с клетками хозяина.

S-белок вируса связывается с ACE2-рецептор клетки-хозяина / © European Crystallographic Association

Помимо живых аттенуированных (ослабленных), инактивированных и субъединичных (состоящих лишь из нескольких вирусных белков) вакцин, полезны могут быть препараты, основанные на вирусной РНК и ДНК, а также на базе вирусных векторов. Однако, поскольку аминокислотные последовательности S-белка различных коронавирусов могут различаться более чем на 20%, вакцина против SARS-CoV-2 наверняка будет неэффективна в контексте родственных ему патогенов. Также разработка препаратов для иммунизации может занять не один год, поэтому необходимо обращать внимание и на другие подходы.

Второй важной линией противокоронавирусных разработок признаны лекарства на основе нуклеозидных аналогов. Это вещества, химическая структура которых схожа со структурой элементов вирусной РНК. Попадая в зараженную клетку, эти аналоги могут встраиваться в синтезируемую нуклеиновую кислоту и останавливать процесс.

Но и здесь есть определенная загвоздка: благодаря наличию у коронавирусов так называемых корректирующих ферментов, способных исправлять ошибки в РНК, большинство перспективных нуклеозидных аналогов оказываются неэффективными. Известными исключениями, по мнению авторов, служат β-D-N4-гидроксицитидин и ремдесивир. Однако здесь стоит отметить, что последний препарат недавно провалил первое клиническое исследование.

Третья перспективная медицинская стратегия — использование плазмы крови вылечившихся людей или же моноклональных антител против SARS-CoV-2, созданных при помощи методов биотехнологии. Такая «пассивная иммунизация» может дать кратковременный иммунитет.

Два аденовируса, окруженные большим количеством относительно маленьких аденоассоциированных вирусов / © Graham Beards

Однако наиболее действенным направлением научных изысканий до момента, пока не будет создана вакцина, ученые считают генную терапию при помощи аденоассоциированных вирусов (AAV), которые способны заражать клетки человека, не вызывая иммунного ответа. Такие вирусы можно использовать в качестве векторов, которые доставят в ткани верхних дыхательных путей антитела, иммуномодуляторы и противовирусные пептиды.

Так как клетки в слизистых оболочках дыхательных путей обновляются очень быстро, риски токсичности подобного метода минимальны. А разработать вектор на основе AAV можно гораздо быстрее, чем создать вакцину, — в течение месяца.

«Пассивная иммунизация на основе AAV может использоваться в качестве быстрой альтернативы. Она проста и содержит только два компонента: вирусный вектор и антитело. Доказано, что множественные векторы AAV безопасны и эффективны для использования человеком, — пишут авторы обзора. — Теоретически однократная доза может дать защитную реакцию в течение недели и сохраняться более года».