14 февраля
2 729

Физическая нагрузка помогла повысить уровень антител к коронавирусу

5.4

Как показало небольшое исследование американских ученых, простые упражнения помогают улучшить реакцию антител после вакцинации против гриппа и коронавируса, при этом не усугубляя побочные эффекты от укола.

Бегущий человек
© Simon Lapish

Физические упражнения легкой и средней интенсивности на протяжении 90 минут сразу после вакцинации от Covid-19 или гриппа, в том числе H1N1, помогают повысить титры нейтрализующих антител без усиления побочных эффектов, заявили ученые из Университета штата Айова (США). Их исследование опубликовано в журнале Brain, Behavior and Immunity.

Авторы некоторых предыдущих работ допускали, что физнагрузка незадолго до иммунизации приводит к улучшенной реакции антител на прививку. Одно из объяснений в том, что упражнения действуют как острый стрессор, усиливающий иммунный ответ. Во-вторых, они сопровождаются повышением уровня провоспалительного цитокина интерлейкина-6 (IL-6), который может влиять на ответ антител. Однако последовательной связи между IL-6, физической нагрузкой и реакцией IgG на прививку не наблюдали, поэтому механизмы, объясняющие эту корреляцию, оставались невыясненными.

Коллектив кинезиологов, иммунобиологов и вакцинологов из Университета Айовы решил оценить эффект простых аэробных упражнений и после вакцинации, а не до нее. Они выбрали 90-минутную тренировку, поскольку она приводит к значительному увеличению выработки плазмоцитоидными дендритными клетками интерферонов. Те, в свою очередь, положительно влияют на производство антител и оказывают прямое стимулирующее действие на В-клетки и Т-клетки. Помимо этого, проверяли влияние 45-минутных упражнений легкой интенсивности.

В первую группу вошли 20 участников, привитых моновалентной вакциной от гриппа типа А (H1N1); во вторую — 28 человек, вакцинированных трехвалентным препаратом для профилактики сезонного гриппа; в третью — 36 человек, в период с марта по июнь 2021 года сделавших две прививки мРНК-вакциной от компаний Pfizer и BioNTech против коронавируса SARS-CoV-2.

Никто из испытуемых не принимал лекарства, которые повлияли бы на параметры, интересующие ученых; они не имели заболеваний, способные изменить результаты, включая аутоиммунные расстройства, и не были беременными. Участники заполнили несколько анкет, регулярно тренировались два или более раз в неделю в течение как минимум предыдущих шести месяцев и соответствовали критериям Американского колледжа спортивной медицины.

Во всех случаях образцы крови собирали до вакцинации и спустя две и четыре недели спустя. Побочные эффекты регистрировали каждые 24 часа в первые три дня после прививки.

Людей, привитых от гриппа H1N1, случайным образом распределили на две группы: первая по 90 минут выполняла упражнения легкой и средней интенсивности на велоэргометре, а вторая была контрольной и просто сидела. Вакцинированные от сезонного гриппа выполняли упражнения по 45 или 90 минут (молодые люди 18-33 лет), в то время как пожилые (62-87 лет) занимались по 45 минут. Во всех случаях тренировки начинали через 30 минут после укола.

В экспериментах с вакциной от коронавируса участники либо делали 90-минутные упражнения, либо занимались своими повседневными делами, но избегали физнагрузок в дни введения первого и второго компонентов препарата. Тренировки (прогулка или бег трусцой) проводили на открытом воздухе около места, где проходила вакцинация, чтобы снизить риск заражения SARS-CoV-2.

«Наши данные показали, что 90-минутная тренировка после иммунизации усиливает ответ антител четыре недели спустя в нескольких моделях иммунизации. <…> Физнагрузки не усиливали побочные эффекты после вакцинации от Covid-19», — пишут ученые. Между тем 45-минутных занятий оказалось недостаточно для усиления гуморального ответа иммунитета.

По словам исследователей, упражнения легкой и средней интенсивности, сосредоточенные на поддержании темпа, а не дистанции, могут подойти людям с разным уровнем физической подготовки: к примеру, почти половина участников этого эксперимента имели индекс массы тела, соответствующий избыточному весу либо ожирению.

Эксперимент с вакцинированными самцами мышей, которые занимались спортом, подтвердили, что именно IFNα (интерферон альфа) может частично способствовать положительному эффекту, связанному с физнагрузкой.

Теперь ученые продолжают отслеживать реакцию антител у участников через шесть месяцев после иммунизации. Также они решили проверить, как физическая активность повлияет на иммунитет после ревакцинации.