Кофеин обвинили в уменьшении объемов серого вещества мозга
Ученые из Базельского университета выяснили, что регулярное потребление кофеина сказывается на объемах серого вещества головного мозга — главного компонента центральной нервной системы. Хотя такой пагубный эффект оказался временным, авторы работы предлагают задуматься и сократить потребление кофе и других содержащих кофеин напитков, поскольку необходимы дальнейшие исследования.
Кофеин — самый распространенный психостимулятор в мире: он содержится в кофе, чае, энергетических и других газированных напитках. Хотя этот алкалоид сам по себе в основном не вызывает привыкания, физическая и психологическая зависимость от его эффектов все же налицо. Так, кофеин в умеренных дозах повышает скорость реакции и бдительность, в то время как чрезмерное его потребление ведет к нарушениям сна и характеризуется ослабленной электроэнцефалографической медленноволновой активностью с небыстрым движением глаз и укороченным периодом медленноволнового сна.
Нарушения ночного отдыха, в свою очередь, могут провоцировать не только церебральные микроморфометрические изменения в митохондриях и хроматине (вещество хромосом, представляющее собой комплекс ДНК, РНК и белков), приводя к гибели клеток, но и макроструктурные. А более меньшие объемы серого вещества мозга, состоящего из нейронов, клеток глии, нейропиля, тонких капилляров, оказались связаны с аномально высоким давлением во время сна. Предыдущие работы показали, что объемы серого вещества сокращались наряду с ухудшением когнитивных функций у здоровых взрослых, которые бодрствовали на протяжении 72 часов. В клинических исследованиях объем серого вещества и толщина коры были меньше у пациентов, страдающих различными нарушениями сна, в том числе хронической бессонницей, апноэ и нарколепсией.
Как отмечают авторы нового исследования — команда, возглавляемая доктором Кэролин Райхерт и профессором Кристианом Кайохеном из Базельского университета и Психиатрической больницы при нем (Швейцария), — кофеин уже продемонстрировал пагубное влияние на сон и, несмотря на свою популярность, остается неясным, как в долгосрочной перспективе сказывается его ежедневное употребление на структуре мозга.
В их исследовании участвовали 20 здоровых мужчин (средний возраст — 26,4 ± 4,0 года, индекс массы тела — 22,7 ± 1,38 кг / м 2), каждый из которых привык регулярно пить кофе (суточное потребление кофеина, по оценкам самих добровольцев, составляло 474,1 ± 107,5 миллиграмма). Сначала они должны была принимать капсулы с кофеином (3 × 150 мг / день), а затем — плацебо (маннитол).
«Каждый протокол состоял из девяти дней амбулаторной фазы с последующим контролируемым пребыванием в лаборатории. Время приема капсул установили на 45 минут, четыре часа и восемь часов ежедневно после пробуждения — так мы имитировали реальную схему потребления кофеина. На протяжении девяти дней участники соблюдали фиксированный цикл сна и бодрствования (восемь часов ± 30 минут в постели, без дневного сна). За соблюдением режима следили по актиметрии и дневникам. Кроме того, участников попросили воздержаться от продуктов, содержащих кофеин, включая кофе, чай, энергетические или газированные напитки, шоколад и так далее. Для проверки соответствия лечению добровольцы должны были собирать образцы пота с кончиков пальцев каждый вечер за два часа до сна», — сообщают ученые в своей работе, опубликованной в журнале Cerebral Cortex. Также в конце каждой фазы авторы исследования анализировали объем серого вещества мозга испытуемых с помощью МРТ, а за качеством сна следили по измерению электрической активности мозга.

Как показало сопоставление данных, глубина фаз сна участников была одинаковой — вне зависимости от того, принимали они кофеин или капсулы с плацебо. То есть на качестве ночного отдыха потребление этого вещества никак не отразилось, чего нельзя сказать о структуре мозга. Так, спустя десять дней приема плацебо — воздержания от кофеина — объемы серого вещества были больше, чем по окончании фазы, во время которой мужчины принимали капсулы с кофеином. Особенно заметной разница оказалась в правой височной доле — области гиппокампа и парагиппокампальной извилины, важной для консолидации памяти.
«Из наших результатов не следует, что потребление кофеина обязательно оказывает негативное влияние на мозг, — подчеркивает Райхерт. — Однако оно, очевидно, влияет на когнитивные показатели, что само по себе должно стать поводом для дальнейших исследований. Изменения в структуре мозга кажутся временными, но до сих пор мы не проводили систематических сравнений между любителями кофе и теми, кто потребляет его мало или вовсе не пьет».
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
То, в каком порядке дети в одной семье появились на свет, оказалось связано с вероятностью развития самых разных заболеваний — от аллергии и гастрита до аутизма и СДВГ. Ученые составили наиболее полную на сегодня карту подобных связей, проанализировав данные более 10 миллионов человек.
Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.
Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.
Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии