Белые пятна планеты — Naked Science

Белые пятна планеты

4.2

Гренландия, Марианская впадина, остров Тристан-да-Кунья, горы Ганкар Пунсум - это белые пятна Земли.

Ледовый щит Гренландии

Ледовый щит Гренландии

Этот крупнейший остров в мире, как известно, на 81% покрыт ледником. Исследовать Гренландию крайне проблематично не только из-за ее труднодоступности, но и из-за ужасных погодных условий: ветра, снега и холода.

Северные горы Колумбии

Эти горы были исследованы в основном лишь партизанскими бойцами и преступниками, поэтому сказать, сколько гор действительно было изучено, весьма затруднительно. Ученые до сих пор обнаруживают здесь новых представителей флоры и фауны.

Вид на горы Монаши со стороны реки Колумбия и озера Кинбаскет / ©Wikimedia Commons

Тропические леса Амазонки

Тоже считаются одним из самых труднодоступных мест на планете – из-за плотного леса и ядовитых животных. Неудивительно, что научные экспедиции добираются сюда нечасто. Между тем здесь живут еще (или почти) неизученные местные племена, совсем не тронутые современной цивилизацией.

Неудивительно, что леса Амазонки остаются, по сути, белым пятном на карте мира / ©Getty Images

Папуа-Новая Гвинея

Как и в лесах Амазонки, здесь до сих обитают очень дикие племена, а также редчайшие представители растений и животных. Многие виды не открыты до сих пор.

Одной из проблем, вследствие которой племена остаются малоисследованными, является людоедство, которое процветает здесь до сих пор.

Коренное население Папуа-Новой Гвинеи / ©Flickr

Тристан-да-Кунья

Этот небольшой архипелаг островов является одним из самых изолированных на планете (также как остров Пасхи и острова Питкэрн в Тихом океане). Он расположен в южной части Атлантического океана, в 2816 км от ЮАР, 3360 км от Южной Америки и в 2161 км к югу от острова Святой Елены.

Единственный остров с постоянным населением носит название всего архипелага – Тристан-да-Кунья. Все его жители – потомки переселившихся сюда с 1816 по 1908 год восьми мужчин (шотландца, голландца, двух англичан, двух итальянцев, двух американцев) и семи женщин (пяти мулаток: четырех с острова Святой Елены и одной из Кейптауна, а также двух ирландок).

Острова не связаны пассажирскими рейсами с материком. На архипелаг можно добраться лишь на рыболовецких судах (которые курсируют сюда раз в месяц) и вертолетах научных экспедиций.

На островах нет млекопитающих (кроме завезенных на остров Гоф мышей и тюленей на берегах), рептилий и бабочек, зато множество растений-эндемиков (обитающих на территории узкого ареала). А на острове Неприступный сохранилась самая маленькая нелетающая птица на Земле – пастушок острова Неприступного, или тристанский пастушок.

Главный остров архипелага – Тристан-да-Кунья / ©Flickr

Ганкар Пунсум

Горы Ганкар Пунсум считаются одними из самых высоких в мире. Они расположены на границах Тибета, Китая и Бутана. Эти высоты не исследованы не только по причине своей труднодоступности, но и из-за политических и социальных разногласий между тремя странами.

Надо сказать, что и Тибет в целом является малоизученным местом. По сути, кроме горстки монахов здесь мало кто ориентируется.

Горы Ганкар Пунсум / ©Flickr

Марианская впадина

Ни одно даже самое «белое» пятно на Земле не может сравниться в своей неизученности с неизученностью океана. Даже Луна, по словам ученых, исследована больше, чем то, что скрыто водами Мирового океана. Ну а самым таинственным местом последнего является, конечно, Марианская впадина – самое глубокое место на нашей планете. Она расположена на западе Тихого океана. Самая глубокая точка Марианской впадины – Бездна Челленджера, глубина которой составляет 10 994 ± 40 м ниже уровня моря. Здесь почти никто не бывал, но одним из самых известных «посетителей» Марианской впадины стал знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон – третий человек в истории, достигший самой глубокой точки Мирового океана, и первый, кто сделал это в одиночку. Кэмерон достиг Бездны Челленджера, взял образцы пород и живых организмов, обнаружил доселе неизвестных науке рыб, напоминающих морских чудовищ, и провел киносъемку, используя 3D-камеры. Его уникальные кадры легли в основу документального фильма «Путешествие к центру Земли» (2013) канала National Geographic.

Марианская впадина / ©Getty Images