Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Авиация и бронетехника: о российском присутствии в Сирии
Россия присутствует в Сирии. Речь, в частности, идет о российских боевых самолетах, Су-30, Су-25 и Су-24. Есть и танки Т-90.
Тартус: начало и продолжение
Справедливости ради отметим, что отечественные специалисты работают в Сирии начиная с 1971 года. Именно тогда в портовом городе Тартус (западная часть Сирии) был открыт пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Он должен был ремонтировать и снабжать топливом и материалами корабли советской средиземноморской эскадры.
У Советского Союза были интересы в разных уголках Земли, но базу в Тартусе сложно отнести к объектам первостепенной стратегической важности. Если у руководства страны и были планы ее расширить, крах СССР положил этому конец. С 1991 года теперь уже российские корабли изредка заходили в пункт, чтобы пополнить запасы топлива и продовольствия. На протяжении двух десятилетий в распоряжении России находился весьма скромный участок сирийской территории, а число обслуживающих его людей часто не превышало нескольких десятков.
Все изменилось с началом гражданской войны в Сирии в 2011 году. Еще за год до этого, во время поездки туда для инспекции базы был убит замначальника российского ГРУ Юрий Иванов: тело нашли в августе того же года. Затем началась долгая эпопея отрицания военного присутствия. Центральные СМИ писали, что Россия сократила свой «контингент» в Тартусе до нескольких человек и на территории базы присутствуют только гражданские лица. Так это было в 2011-м или не так, уже не имеет значения, потому что сейчас персонал базы, по некоторым данным, составляет более 1,5 тыс. человек. Сюда входят как гражданские, так и военные лица. База остается единственным зарубежным пунктом материально-технического обеспечения российского флота. Сам Тартус – второй по величине портовый сирийский город после Латакии.
По пути на Восток
Ни для кого не секрет, что Россия помогает режиму Асада. Но о каких именно объемах поставок идет речь? Ответить на этот вопрос постарались на Центральном военно-морском портале. С помощью турецких коллег специалисты провели расчеты российской военно-технической помощи и представили свои выводы. В центре внимания оказались большие десантные корабли (БДК) проектов 775 и 1171. Через турецкие проливы начиная с 2011 года проходили БДК «Саратов», «Николай Фильченков», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников», «Александр Отраковский», «Александр Шабалин», «Азов» и «Королев». В 2013-14 годах большие десантные корабли совершили 29 и 46 проходов соответственно. При этом в 2012 году десантные корабли РФ лишь несколько раз появлялись у сирийского побережья.
Как БДК проекта 775 (775М), так и его «собрат» проекта 1171 довольно крупные корабли. Первый из них способен перевозить до 12 бронетранспортеров и около 300 человек десанта. Общая масса груза может достигать 480 тонн. Еще более внушительными возможностями обладают БДК проекта 1171: на одном таком корабле размещаются 45 БТРов или 20 основных боевых танков (ОБТ), или 50 грузовиков. Плюс к этому он может транспортировать до 400 человек десанта.
Эксперты подсчитали суммарный вес всех доставленных из РФ грузов – получилось примерно 75 тыс. тонн. С учетом всего сирийские военные могли получить примерно 2 тыс. бронетранспортеров или 2,5 тыс. грузовых автомобилей с нагрузкой. Согласитесь, объемы внушительные. Впрочем, в структуре помощи Асаду могла преобладать не техника, а, скажем, продовольствие и горюче-смазочные материалы. Россия использует порты в Тартусе и Латакии, а отправляются корабли из Новороссийска. Переброска грузов и персонала в Сирию производится и воздушным путем. Именно поэтому Болгария (союзник США по НАТО) не пустила военно-транспортные самолеты РФ через свое воздушное пространство.
«Аэродром подскока»
Если говорить о сирийском конфликте, основное внимание в последние месяцы приковано к Латакии. И дело даже не в том, что, будучи крупнейшим портом в стране, она имеет стратегическую важность. Просто именно здесь, на базе аэродрома Бассел аль-Асад была создана российская военная база. Спутниковые наблюдения и свидетельства очевидцев позволяют со стопроцентной уверенностью заявить: на объекте есть российские военные самолеты и вертолеты.
Речь, в частности, идет о четырех новейших многоцелевых истребителях Су-30СМ, двенадцати самолетах-штурмовиках Су-25 и четверке фронтовых бомбардировщиков Су-24 (последние прибыли на базу совсем недавно). Турецкий ресурс BGN News сообщил и о присутствии в Сирии российских перехватчиков МиГ-31, однако это кажется маловероятным. МиГ-31 – это узкоспециализированный перехватчик, оптимизированный для уничтожения крылатых ракет и бомбардировщиков врага. Вооружение класса «воздух-поверхность» он не несет и для борьбы с Исламским государством (или так называемой «сирийской оппозицией») использоваться не может.
На базе находится небольшое количество ударных вертолетов Ми-24 и многоцелевых Ми-17. Объект прикрывают как минимум два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Для доставки грузов используются военно-транспортные самолеты Ил-76. Кроме них из того же Моздока взлетают и берут курс на Сирию тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан».
Нужно сказать пару слов и о сухопутной группировке. Близкое к ЦРУ агентство Stratfor говорит о развернутой близ базы российской батальонной тактической группе. Она включает в себя две мотострелковые и одну танковую роту. Поблизости расположена артиллерийская батарея. Спутниковые данные позволяют говорить о присутствии российских танков Т-90, а на опубликованном видео можно различить БТР-82А. По российским меркам это очень современная техника. БТР-82, например, поступил в Вооруженные силы России лишь в 2010-м.
О потенциале
Официальных подтверждений всего этого нет, но выводы и так очевидны. Помощь России не ограничивается только поставками военной техники. Тот же Су-30СМ (о котором мы писали выше) де-факто является самым совершенным истребителем ВВС России. Это очень сложная и дорогая техника, просто так ее никто никому не передаст. Вряд ли кто-то занимался серьезной подготовкой сирийских летчиков, так что за штурвалами, скорее всего, находятся пилоты ВВС РФ. В пользу того, что перед нами именно российские самолеты, говорит окраска боевых машин. Светло-голубой и серый камуфляж – визитная карточка ВВС России. Сирийские самолеты имеют «песчаный» камуфляж.
Здесь есть некоторые нюансы. Россия до сих пор не имеет современных подвесных прицельных контейнеров (типа американских Sniper), поэтому Су-30СМ почти что лишены возможности наносить высокоточные удары по наземным целям. Скорее всего, они будут использоваться для прикрытия базы с воздуха и являются чем-то наподобие сдерживающего фактора (если в войну всерьез вмешаются США). Другое дело штурмовики Су-25. Это «рабочая лошадка» ВВС России, которая активно использовалась в Афганистане, Чечне и Грузии.
Отметим, что даже если перед нами модернизированные штурмовики – Су-25СМ, использовать современные авиационные средства поражения (АСП) они не могут. Причина кроется как в отсутствии подвесных прицельных контейнеров, так и в самих вышеупомянутых АСП, которых у России относительно мало. Зато «грачи» (прозвище штурмовика) могут успешно «работать» неуправляемыми бомбами и ракетами. В контексте гражданской войны в Сирии этого будет хватать. Для поражения бронированных подвижных целей также можно использовать Ми-24, а доставлять грузы и десант будут вертолеты Ми-17.
Наземный российский контингент весьма ограничен (по крайней мере, сейчас) и вряд ли сможет переломить ход войны в Сирии. Судя по всему, главное внимание уделяется именно воздушным ударам. Войска Асада воюют на земле, а с воздуха им помогают российские летчики – такой расклад видится вполне реальным.
Россия могла вообще обойтись без базы в Латакии и «гонять» на помощь Башару Асаду стратегические бомбардировщики Ту-160 или дальние Ту-22М3. Что-то похожее в свое время делали американцы: при бомбардировках Югославии в 1999 году их «стратеги» B-2 взлетали с территории США и возвращались обратно. Но в этом случае российским бомбардировщикам понадобилась бы дозаправка в небе, а сами вылеты растянулись бы на много часов. Да и возможности тех же Ту-95МС или Ту-160 по нанесению ударов обычными (неядерными) вооружениями весьма ограничены. Бороться с разрозненными отрядами боевиков действительно лучше с помощью дешевых и неприхотливых Су-25, расположенных рядом. Для поражения особо важных целей можно использовать Су-24М, благо эти машины несут управляемое вооружение «воздух-поверхность». Пусть и не самое современное.
О целях
В этой статье главное внимание уделено техническим аспектам. Но мы просто не можем пройти мимо самого интересного и не затронуть политический (или, правильнее будет сказать, геополитический) аспект. Первое, о чем нужно знать: Сирии как государства уже не существует. Большая ее часть (примерно 60%) контролируется Исламским государством. Приблизительно 20% сирийской территории контролируют верные Асаду шииты. Так называемая «демократическая оппозиция» удерживает позиции на 10% занятых территорий, еще столько же контролируют сирийские курды. Мы имеем дело со сложным межконфессиональным конфликтом, а такие быстро не решаются. Не нужно забывать, что свои интересы есть и у ведущих мировых держав, которые будут отстаивать их всеми доступными методами.
Российские части дислоцированы намного ближе к поддерживаемым США силам сирийской оппозиции, чем к районам, занятым ИГ. Само по себе это ни о чем не говорит, однако в контексте противостояния США – Россия может быть небезынтересным.
Судя по всему, никто из мировых игроков всерьез ИГ не воспринимает и желанием воевать с ним не горит. Это касается как США, так и России, которая изо всех сил пытается сохранить свое геополитическое влияние. Под видом борьбы с исламистами РФ вполне может атаковать и позиции сирийских повстанцев. В свою очередь США открыто заявили, что готовы бомбить войска Асада, если тот будет мешать «демократическим» повстанцам вести борьбу. Так или иначе, пока российское присутствие в Сирии больше похоже на политическую интригу, нежели на затяжную военную кампанию (как это было в Афганистане или Чечне). В настоящий момент проводится «зондирование почвы», и от того, что предпримет Запад, зависят и действия руководства РФ. Россия, конечно, может и сейчас ввязаться в полномасштабный конфликт в Сирии, но пойдет ли она на это?
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
Предполагается, что следы внеземного разума удастся обнаружить по гипотетическим астроинженерным сооружениям, которые космические цивилизации могут возводить вокруг своих звезд для сбора энергии. Современные научные инструменты теоретически позволяют открыть такие объекты, но ученые их не находят. Почему? Существует несколько вариантов ответа, недавно еще один дал астроном из проекта Breakthrough Listen.
Новые данные от сейсмостанции Mars InSight показали, что на глубине пяти-восьми километров под поверхностью Красной планеты может скрываться жидкость общим объемом намного больше Северного Ледовитого океана. Наличие там воды считают единственным реалистичным объяснением.
В богатом римском доме в Помпеях обнаружили останки четырех человек, а также детский амулет, баррикаду из кровати и следы борьбы. Спустя две тысячи лет ученые восстановили последние минуты жизни этих людей. Они надеялись пережить стихию за толстыми стенами, а когда поняли, что спасения нет, до конца боролись за жизнь.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии