Зоологи подтвердили новозеландскую легенду о вымершей птице — Naked Science

Зоологи подтвердили новозеландскую легенду о вымершей птице

Древняя ДНК открыла печальную историю вымершего вида больших нелетающих птиц, населявших Новую Зеландию до появления здесь человека.

black-swan-lake-pupuke-cygnus-atratus-australian-black-swan-69093

У коренных обитателей Новой Зеландии, племен маори, существует легенда о Поува (Poūwa) — черных, очень крупных и почти нелетавших птицах, которые населяли архипелаг в древности. Реальность этих историй обычно ставится под сомнение: исследователи полагают, что Поува — это обыкновенные черные лебеди, добравшиеся сюда из Австралии через воды Тасманова моря.

Однако зоолог из новозеландского Университета Отаго Николас Роуленс (Nicolas Rawlence) и его коллеги обнаружили, что Поува — птица, действительно существовавшая и вымершая лишь с появлением в Новой Зеландии людей. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B; коротко об их работе рассказывает сообщение Университета Отаго.

Ученые собрали образцы 39 останков птицы, найденных при археологических раскопках, выделили из них частично сохранившиеся фрагменты ДНК и сравнили с геномом 47 современных австралийских черных лебедей (Cygnus atratus). Отмечается, что часть старых останков обнаружены на островах изолированного архипелага Чатем, отдаленного даже от самой Новой Зеландии еще более чем на полтысячи километров открытого океана.

Генетический анализ показал, что Поува действительно существовала и была отдельным видом, отделившимся 1–2 млн лет назад. Судя по всему, птицы примерно в это время попали сюда из Австралии, после чего началась их отдельная «островная» эволюция, которая постепенно развела эти виды в разных направлениях. Роуленсу и его соавторам даже удалось в общих чертах реконструировать облик вымерших птиц.

По словам ученых, Поува была крупной птицей, на 20–30 процентов тяжелее современных австралийских лебедей, и масса их доходила до 10 кг и более. По сравнению с теми же лебедями, у них были заметно более длинные ноги и короткие крылья: похоже, что они утеряли способность летать, поскольку крупных хищников на архипелаге не было, и основными опасностями для Поувы оставались разве что орлы и луни.

Судя по данным палеонтологической летописи, вымерли эти птицы около 1450 г., через полтора века после появления в Новой Зеландии людей (1280 г.). Это и неудивительно: останки Поувы постоянно свидетельствует об освежевывании туш и использовании мяса в пищу. Возможно, для еды собирали и их яйца — с прибытием «суперхищников»-людей у больших, нелетавших птиц не оставалось никаких шансов.

Международная группа ученых выделила шесть хронотипов, которые точнее определяют биологические ритмы людей.