18.06.2018
Редакция Naked Science

Уровень витамина D в организме связали с риском развития рака груди

Американские онкологи пришли к выводу, что высокий уровень витамина D в организме снижает вероятность развития рака молочной железы. Исследователи считают, что существующие рекомендации по его употреблению стоит пересмотреть.

3d_mammogram_2_ls_tt

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что повышенный уровень кальцифедиола (одного из метаболитов витамина D) в сыворотке крови связан с уменьшением риска развития рака молочной железы. По мнению ученых, результаты их работы говорят о том, что рекомендуемые суточные нормы употребления витамина D необходимо увеличить. Исследование опубликовано в журнале PLOS One.

Кальцифедиол — один из продуктов метаболизма витамина D3 (холекальциферола), образующийся в печени. Анализ содержания этого вещества в компонентах крови позволяет определить, получает ли человек достаточное количество витамина с пищей и из других источников. С недостатком витамина D связывают многие нарушения работы организма, в частности склонность к частым мигреням.

Онкологи изучили данные двух рандомизированных клинических исследований, проводившихся с 2002 по 2017 год. В одном приняли участие 1129 женщин, в другом — 2196. Также специалисты учли данные о 1713 участницах долгосрочного проспективного исследования GrassrootsHealth cohort. Все женщины были старше 55 лет, их средний возраст составил 63 года. На момент начала исследований ни у одной из них не был диагностирован рак молочной железы, в среднем за состоянием их здоровья наблюдали около четырех лет. За это время врачи зафиксировали 77 случаев болезни.

Исследователи пришли к выводу, что минимальный уровень кальцифедиола, снижающий риск развития заболевания, составляет 60 нанограммов на миллилитр. Согласно современным рекомендациям (например, выпущенным Национальной медицинской академией США), норма начинается с 20 нанограммов на миллилитр. Авторы новой работы считают, что этого количества явно недостаточно с точки зрения снижения риска развития рака груди.

Взаимосвязь между заболеваемостью и уровнем кальцифедиола в сыворотке крови / © PLOS One

Комментирует один из авторов исследования Седрик Гарланд (Cedric F. Garland): «Мы обнаружили, что у женщин, в чьей крови уровень кальцифедиола превышал 60 нг/мл, риск развития рака груди был в пять раз ниже, чем у тех, чья кровь содержала не более 20 нг/мл». Исследователи учитывали возраст участниц, их индекс массы тела и склонность к курению. Кроме того, женщины указали, принимают ли они витаминные комплексы и пищевые добавки.

Онкологи считают, что рекомендуемые дозы употребления витамина D нужно увеличить, а также регулярно контролировать уровень продуктов метаболизма витамина в крови. В новых работах медики планируют изучить, как уровень витамина D в организме влияет на здоровье женщин до наступления менопаузы.

Ранее ученые выявили связь между рационом мужчины и вероятностью развития рака молочной железы у его дочерей.

Курчатовский институт

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ в коллаборации с коллегами из НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева выдвинули гипотезу, объясняющую, как белок NS1 вируса гриппа управляет иммунным ответом зараженного организма.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.