13.06.2020
Sergei Sobol
16 547

К звездам! Разбираетесь ли вы в современных и перспективных космических двигателях? — Тест

4.3

Путешествия к звездам и другим планетам — заветная мечта человечества, однако от цели нас отделяют огромные расстояния. Предложено множество способов их преодолеть, но современные двигатели еще не дают возможности улететь далеко от Земли.

Ракеты и космические корабли приводятся в движение жидкостными и твердотопливными двигателями, а еще есть электрореактивные, и, надеемся, на подходе двигатели, питаемые ядерной энергией. Но к чужим звездам они нас пока доставить не могут.

Этот тест позволит узнать, насколько вы «в теме» и может ли из вас получиться разработчик космических аппаратов.

NASA планировало к концу 70-х лететь на Марс. Для полета предполагалось использовать этот ядерный ракетный двигатель. Также его хотели задействовать в качестве верхней ступени для ракеты «Сатурн».

Программа NERVA (Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application) была закрыта в 1972 году — несмотря на то, что двигатель прошел множество успешных испытаний на земле, а сама программа имела мощную политическую поддержку.

Tory-IIA (Project Pluto)
Bussard Ramjet
NERVA

Глава корпорации «Росатом» как-то заявил, что в России создается ядерный двигатель, который позволит долететь до Марса за 45 дней. О чем это он?

ЯЭДУ, совместный проект «Роскосмоса» и «Росатома», проектируется для космического аппарата с рабочим названием «Транспортно-энергетический модуль» (ТЭМ), или проще «Космический буксир».

Ядерный ракетный двигатель РД-0410 воронежского КБ «Химавтоматика»
Ядерная энергодвигательная установка (ЯЭДУ), создаваемая НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля и Исследовательским центром имени М. В. Келдыша

Жидкостные ракетные двигатели SuperDraco, установленные на Crew Dragon для обеспечения спасения астронавтов в случае нештатных ситуаций, и двигатели коррекции орбиты Draco этого же космического корабля работают на этой топливной паре.

Топливо с использованием монометилгидразина (горючее) и тетраоксида диазота (окислитель) позволяет перезапускать двигатели многократно, в том числе спустя долгое время после заправки и запуска корабля.

Керосин/кислород
Водород/кислород
Монометилгидразин/тетраоксид диазота

Перелетный модуль MTM (Mercury Transfer Module) миссии BepiColombo оснащен четырьмя такими двигателями.

Ионные двигатели Т6, созданные британской компанией QinetiQ для полета к Меркурию самые мощные из подобных двигателей когда-либо использовавшихся в космосе.

Ионные двигатели
Плазменные двигатели
Фотонные двигатели

В теории этот концептуальный двигатель может развить максимально возможную для реактивного двигателя тягу, позволяя достигать скоростей, близких к скорости света.

Фотон, как известно, обладает импульсом, соответственно, при истекании из двигателя, создает реактивную тягу.

Фотонный
Ядерный импульсный двигатель
Световой парус

Проект «Орион», разрабатывавшийся в США в середине прошлого столетия, предполагал создание пилотируемого космического корабля для исследования межпланетного и межзвездного пространства. Какой двигатель должен был отправить его к звездам?

По расчетам, ядерно-импульсный двигатель позволил бы разогнаться «Ориону» до скорости, которая была бы равна 5 % скорости света.

Ядерно-импульсный
Аннигиляционный фотонный
Твердофазный ядерный

ЯРД будут отличаться чрезвычайно высоким удельным импульсом по сравнению с современными двигателями. У какого из этих двигателей удельный импульс больше по сравнению с другими ядерными двигателями?

Считается, что удельный импульс газофазного ядерного ракетного двигателя составит 30-50 тысяч м/с. Это наивысший показатель среди таких двигателей.

Твердофазный ядерный ракетный двигатель
Жидкофазный ядерный ракетный двигатель
Газофазный ядерный ракетный двигатель

Идея концепции такого двигателя пришла в голову ее автору после просмотра сериала «Звездный путь».

В 1994 году физик Мигель Алькубьерре предложил концепцию двигателя, искривляющего пространство, что может позволить космическому аппарату достичь сверхсветовой скорости.

EmDrive Роджера Шойера
Двигатель Бассарда
Двигатель Алькубьерре
Двигатель на эффекте Холла

Для взлета с лунной поверхности в программе «Аполлон» применяли жидкостные ракетные двигатели. Какие компоненты топлива были использованы в нем?

Крайне токсичный тетраоксид диазота и аэрозин — ракетное топливо, представляющее собой смесь несимметричного диметилгидразина (НДМГ) и гидразина в пропорции 1:1 (по массе).

Фтор/пентаборан
Кислород/аммиак
Тетраоксид диазота/аэрозин-50.
Кислород/несимметричный диметилгидразин

ТТРД, твердотопливный ракетный двигатель, использует в качестве топлива твердое горючее и окислитель. Где применялся наиболее мощный твердотопливный ракетный двигатель из когда-либо летавших?

Пара твердотопливных ракетных ускорителей обеспечивала 83 % стартовой тяги МТКК Space Shuttle.

Боковой ускоритель МТКК Space Shuttle