12.01.2018
Редакция Naked Science

Ученые озвучили еще одну угрозу долгого нахождения на борту космического корабля

Исследователи назвали еще одно тревожное явление, которое, возможно, станет препятствием на пути к «покорению» Галактики. Оно связано с человеческим зрением.

02astronauteyes

Опыт посещения отечественными космонавтами орбитальной станции «Мир», как и опыты полетов международных экипажей к МКС, дали науке бесценные материалы. Они уже помогли выяснить многие аспекты, связанные с реакцией человеческого организма на отсутствие привычных земных условий. Актуальность данного направления возросла после планов стран и отдельных предпринимателей отправить человека на Марс. Пока что это лишь планы, но уже к концу десятилетия они вполне могут приобрести конкретные очертания.

Ранее ученые уже выяснили, что такая экспедиция может быть чревата бесповоротным ослаблением мускулов спины, «округлением» сердца, а также снижением интеллектуальных способностей из-за воздействия космических лучей на мозг. Сейчас же эксперты постарались понять, как именно повлияют «космические» условия на зрение экипажа. С выводами американского исследователя Кристиан Отто (Chrisian Otto) и его коллег можно ознакомиться в журнале JAMA Ophthalmology.

Исследователи предположили, что микрогравитация способна оказывать куда более комплексное влияние на ткани головы, чем предполагали раньше. Руководствуясь этим тезисом, ученые проверили зрение у пятнадцати астронавтов: они проходили обследование до и после полета в космос. Как выяснили специалисты, пребывание в условиях невесомости ведет к деформации так называемого диска оптического нерва, представляющего собой «пятно», в котором исходящие из мозга нейроны взаимодействуют с рецепторами сетчатки. Полет в космос может вызвать растяжение этой части оптического нерва.

В итоге между сетчаткой и питающей ее сетью капилляров образовывается незначительный зазор. Последний быстро уменьшается после возвращения на Землю, а диск оптического нерва при этом «втягивался» внутрь при падении давления внутри глаза. Все это может привести к серьезным трудностям в работе сетчатки.

Рид Вайзман и Александр Герст во время подготовки к выходу в открытый космос / ©NASA

Важность открытия подтверждают ранее полученные наблюдения, согласно которым у 23% участников кратковременных космических полетов и у примерно половины экипажей долговременных экспедиций NASA наблюдали трудности со зрением. Специалисты не исключают, что очень долгое нахождение в условиях микрогравитации вообще приведет к слепоте. Выходом могут стать космические корабли с искусственной силой тяжести.