07.11.2018
Редакция Naked Science

Популяция северного гладкого кита резко снижается из-за деятельности человека в Атлантике

Находящиеся под угрозой исчезновения самки северного гладкого кита тратят месяцы, а порой даже годы, пытаясь высвободиться из рыболовных сетей, поэтому энергии для спаривания и кормления телят у них практически не остается.

severoatlanticheskij-gladkij-kit-samyj-redkij-predstavitel-roda-animalreader

Исследование проводила группа ученых из Научного центра северо-восточного рыболовства Национального управления океанических и атмосферных исследований в Массачусетсе под руководством Питера Коркерона (Peter Corkeron). Согласно их данным, стремление избежать столкновения с человеческим присутствием в море серьезно подорвало процесс восстановления этих величественных морских млекопитающих после того, как деятельность китобоев почти истребила их. Результаты работы опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Раньше популяция северных гладких китов исчислялась десятками тысяч. Сегодня эта цифра колеблется в районе 450 особей, причем после медленного роста (начиная с 1990 года) в 2010-м было вновь зафиксировано снижение их количества. Более того, ученые подчеркивают, что сокращается именно популяция среди самок. С 1970 по 2009 год 80 процентов из 122 зафиксированных смертей в Северной Атлантике были связаны с объектами или деятельностью человека, так как уже более полувека на эти виды не ведется охота.

В ходе исследования ученые сравнили рождаемость северных гладких китов с южными — их сородичами из Южного полушария, популяция которых насчитывает около 15 тысяч особей и которые менее подвержены влиянию человеческой деятельности. Данные, собранные за последние три десятилетия, позволили подсчитать количество телят, рожденных в разных подгруппах на обоих полюсах.

Как и предполагалось, три группы южных китов — у берегов востока Южной Америки, Южной Африки и юго-запада Австралии — производили потомство в два раза быстрее, чем их северные родственники. По словам ученых, именно деятельность человека в водах Северной Атлантики сказывается на плохом здоровье самок китов и их телят. Главной вероятной проблемой являются «призрачные сети» — растягивающиеся сети орудий для ловли животных, которые часто изготавливаются из крепких и долговечных синтетических волокон. Для южных гладких китов такой проблемы не существует.

Известно, что более 80 процентов всех северных гладких китов попадают в сеть хотя бы один раз, более половины были там два или более раз. По словам ученых, киты могут путаться в сетях достаточно долго — от нескольких месяцев до нескольких лет, а восстановление после высвобождения может занять столько же времени.

Медленно движущиеся киты, мигрирующие вдоль береговых линий, были легкой и желанной добычей для китобоев весь прошлый век, а их главной целью был китовый жир.