Показано разрушительное влияние космической радиации на кишечник — Naked Science

Показано разрушительное влияние космической радиации на кишечник

Эксперименты с мышами продемонстрировали еще одну опасность продолжительного космического полета — деградацию слизистой кишечника.

mouspace0

Почти полное отсутствие гравитации, повышенные дозы радиации, стресс долгой изоляции — эти ключевые факторы космического полета имеют многообразное и, как правило, негативное влияние на организм человека. От понимания этих механизмов и решений, позволяющих снизить их действие, зависит успех всей нашей дальнейшей деятельности в космосе. А между тем медики до сих открывают все новые реакции, которыми наш организм отвечает на пребывание в космосе.

На еще один, прежде неизвестный эффект космического полета указали эксперименты, поставленные недавно командой профессора Джорджтаунского университета Камаля Датты (Kamal Datta), результаты которых опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые использовали лабораторных мышей, подвергая их облучению, имитировавшему радиацию космического полета, и обнаружили, что ее уровня достаточно для возникновения повреждений в клетках желудочно-кишечного тракта.

Животных разделили на три группы, на одну из которых воздействовали слабым излучением радиоактивного распада тяжелых ионов железа-56, на вторую — короткими вспышками гамма-излучения, третья группа служила контрольной. Дозы, получаемые мышами, были сравнимы с дозами, которые получают работающие на орбите космонавты, однако они приводили к ослаблению способности кишечника поглощать питательные вещества, а также повышали риск развития раковых заболеваний.

Гистологические исследования показали, что верхние слои слизистых ЖКТ у этих животных наполнялись сенесцентными, «старыми» клетками, неспособными к эффективному делению. Однако этот процесс исключительно важен и позволяет здоровым слизистым обновляться каждые три-пять дней. Более того, нарушение нормальной структуры и функционирования кишечника у облученных мышей оказалось, по словам авторов, постоянным. Осталось оценить, насколько эта новая опасность повлияет на планы будущих экспедиций к Луне, Марсу и так далее.

Американское исследование показало, что в тестах беби-бумеры набирают меньше баллов, чем их предшественники. Ученые связали снижение когнитивных способностей с образом жизни этого поколения и склонностью к лени и депрессии.