Эксперименты на мышах показали новые опасности космических перелетов — Naked Science
6 августа

Эксперименты на мышах показали новые опасности космических перелетов

Космическая радиация, длительному воздействию которой будут подвергаться экипажи межпланетных кораблей, ведет к снижению когнитивных способностей и росту тревожности.

radiation0

Космическая радиация остается одним из главных препятствий перед проведением по-настоящему долгих пилотируемых экспедиций. Некоторые космонавты проводят на МКС достаточно длительные сроки, однако здесь они находятся на околоземной орбите, под защитой глобальной магнитосферы нашей планеты. Дозы, которые грозят при перелетах к другим планетам, куда выше и опаснее. Одну из сторон этого риска продемонстрировали исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне.

Чарльз Лимоли (Charles Limoli) и его коллеги проводили эксперименты с лабораторными мышами, в течение полугода подвергая их постоянному воздействию невысоких доз радиации. В результате у животных развились проблемы с памятью и обучаемостью, проявились признаки хронического стресса и высокой тревожности. Они с опаской исследовали темные углы и тени, хуже запоминали новые стимулы, меньше боролись при помещении в водный аквариум.

Ученые подчеркивают, что радиационное воздействие было невысоким и примерно соответствовало тому, с чем предстоит столкнуться космонавтам в действительности. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале eNeuro. Состав излучения также имитировал космическую радиацию, включая гамма-фотоны и тяжелые нейтроны. Его действию подвергали 40 мышей, еще 40 жили в обычных условиях — в качестве контрольной группы. Состояние и когнитивные способности животных проверялись перед экспериментом и после него.

Затем, еще полгода спустя после прекращения радиационного воздействия, мышей усыпляли для проведения исследований тканей мозга и их возможностей восстанавливаться после относительно умеренных повреждений. К сожалению, надежды не оправдались — и нейроны подвергнутых радиации грызунов демонстрировали заметные отличия.

Впрочем, ученые отмечают, что не все животные реагировали на излучение одинаково: если у одних ухудшение когнитивных функций и изменения нервных тканей были весьма значительны, то у других они менялись не так сильно. Возможно, в будущем такая «предрасположенность» станет важным элементом отбора в экипажи дальних космических миссий.