Лучшее за неделю: рождение черной дыры, смартфоны против спермы и новые странности «звезды-инопланетянина» — Naked Science

Коротко о главных научных событиях уходящей недели.

artists-impression-of-tabbys-star

Очередная неделя подошла к концу, а это значит, что настало время оглянуться назад и посмотреть, чем научное сообщество удивляло нас в последние несколько дней. Начнем мы, по традиции, с трех наиболее популярных новостей.

Ученым впервые удалось наблюдать рождение черной дыры. Она образовалась на месте гибели массивной звезды N6946-BH1. Расположена она в 20 млн световых лет от Земли и достигает массы порядка 25 масс Солнца. Точнее говоря, так обстояло дело в 2004 году, когда астрономы впервые наблюдали N6946-BH1. Как замечают Кристофер Кочанек и его коллеги, уже в 2009 году звезда внезапно и необычайно ярко засияла, после чего постепенно сбросила яркость. Используя еще более поздние снимки N6946-BH1, сделанные космическим телескопом Hubble, Кочанек и его коллеги обнаружили, что она практически исчезла из оптического диапазона, но сохранилась слабым инфракрасным послесвечением.

Другая группа астрономов выявила новые странности в таинственном мерцании светила KIC 8462852, также известного как звезда Табби. Сотрудник Обсерватории ВМС США Валерий Макаров, а также представляющий компанию Teza Technology Алексей Голдин  обнаружили, что сила свечения «звезды-инопланетянина» меняется на 1–7% каждые 20 часов. Такую аномалию ученые фиксировали на протяжении 15 месяцев: они использовали данные, предоставленные телескопом «Кеплер».

Замыкает «тройку лидеров» на этой неделе новость, которая заинтересует всех представителей мужского пола.  Метаанализ, проведенный австралийскими учеными, подтвердил опасность мобильных телефонов для здоровья спермы.

О том, что ношение смартфонов в кармане джинсов или брюк может быть небезопасно, говорят давно. Теперь же ученые пришли к выводу, что радиоизлучение этих гаджетов  приводит к стабильному снижению количества и подвижности сперматозоидов.

Интересные новости на этой неделе поступали и из других точек света. Самое важное в нашей подборке:

Американские исследователи развеяли миф о том, что минимальные дозы алкоголя благотворно сказываются на работе сердца. Как оказалось, даже умеренное употребление спиртного увеличивает риск фибрилляции предсердий.

Бывшие студенты Университета штата Пенсильвания объявили о начале предзаказа первого настольного гидроабразивного станка. Гидроабразивная резка (ГАР) — вид резки материалов с помощью струи воды или смеси воды и гранатового песка. На создание более компактной установки исследователей подтолкнул учебный проект по конструированию гоночных автомобилей. Цена настольного станка Wazer,представленного авторами, колеблется в пределах 3599–4499 долларов в случае предзаказа. Розничная цена составит 5999 долларов.

Российский ученый Алексей Карнаухов намерен провести на себе эксперимент по омоложению. Ранее подобный опыт был успешно осуществлен на лабораторных мышах. Представляющий Институт биофизики клетки РАН ученый отметил, что старение человеческого организма вызвано накопившимися в нем генетическими ошибками. По словам Карнаухова, решением может стать не исправление данных ошибок, а торможение накопления последних.

Новый украинский «высокоскоростной» вертолет VV-2, разработанный компанией Softex Aero, впервые поднялся в воздух. Испытания проводились в Киевской области. Сам аппарат представляет собой легкий двухместный вертолет, обладающий неплохой маневренностью. Разработчики избрали довольно необычную (как для машин такого класса) тандемную схему расположения экипажа. Обычно она используется на ударных вертолетах, таких как AH-64 Apache и Ми-28.

Шведский стартап Insolight анонсировал выпуск плоских фотоэлектрических (PV) элементов для солнечных батарей с повышенным коэффициентом преобразования.  По словам производителей, ранее прототип новых фотоэлектрических элементов прошел испытания на базе Института солнечных энергосистем имени Фраунгофера. Батареи устанавливались на крыше сооружения. Результаты показали, что коэффициент фотоэлектрического преобразования в их случае достигает 36,4 процента. Между тем средний показатель современных солнечных батарей оценивается в 18–20 процентов.

Американские ученые при помощи космического телескопа «Хаббл» получили уникальные фотографии разрушения кометы 332P/Икея-Мураками. Природу данного явления пока что нельзя объяснить с уверенностью.

332P/Икея-Мураками / ©Astrophysical Journal Letters

Китай запустил на орбиту второй «Небесный дворец». Летающая лаборатория Tiangong-2 – модель для отработки технологий будущей китайской полноценной космической станции – отправилась на орбиту 15 сентября.

Британские зоологи показали, что голубиная стая способна ослушаться вожака, ведущего ее не в том направлении, и постепенно оттеснить его на низкие уровни иерархии.

Шведский концерн Volvo объявил о том, что первый полностью беспилотный автомобиль компании, который должен принять участие в программе Drive Me, сошел с конвейера в городе Торсланда, Швеция.

Тестовый режим

Мы точно знаем, что вы любите тесты. Их все любят. В связи с этим мы решили почаще проверять ваши знания в различных областях. На этой неделе у нас вышло сразу два интересных теста, которые в сумме уже успели пройти более 60 тыс. человек. Настал и ваш черед.

©NS

Хорошо ли вы знаете планету, на которой живете? Может быть, вы – инопланетянин?

Как выясняется, мы совсем мало знаем нашу родную планету. И любой залетный исследователь, к примеру с Сириуса, может знать о ней гораздо больше, чем обычный землянин. Проверим, кто же вы?

Когда нас не было и в проекте. Хорошо ли вы знаете историю Земли до появления человека?

История Земли до появления человека намного интереснее, чем мы обычно думаем. Что если вам придется путешествовать во времени? Проверьте свои знания!

На что еще следует обратить внимание на этой неделе? У нас вышло сразу несколько интересных материалов для тех, кто «любит почитать».

©NS

Объясняем: можно ли подарить любимой девушке звезду или другое небесное тело?

Наверное, нет более романтического подарка, чем звезда в небе. Подарить своей девушке звезду, названную ее именем, – Интернет переполнен такими предложениями. И почему только девушке? Начальнику – на юбилей, молодоженам – на свадьбу, любимой компании – к годовщине создания. Но как вообще небесные тела приобретают свои имена, в том числе «человеческие», и можете ли конкретно вы назвать что-либо в космосе именем понравившегося вам человека? Naked Science разобрался и сегодня все объяснит.

Леонардо да Винчи: величайшие изобретения

Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт. Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «великого Леонардо» и поговорим о его технических изобретениях.

Пункт назначения Бенну: почему?

На прошлой неделе космический аппарат OSIRIS-REx отправился к древнему астероиду Бенну с целью забора и доставки обратно на Землю парочки килограммов ценных образцов. До знакового «рандеву» зонда с астероидом добрых два года, поэтому основные треволнения нас ждут впереди. Сейчас же самое время поговорить о том, почему из всех возможных астероидов выбор NASA пал именно на Бенну.

Сталинские соколы: мифы и реальность

Пожалуй, ни одно событие в человеческой истории не знало столько мистификаций, как Вторая мировая война. Не стала исключением и самая трагическая ее страница – Великая Отечественная война. Намеренное искажение фактов стало неотъемлемой частью многих исследований о войне, с чьей бы стороны эти исследования не проводились. Сегодня мы поговорим о воздушном противостоянии СССР с нацистской Германией и постараемся отделить правду от вымысла.

Уроки, достойные распространения, и короткометражки, достойные внимания

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. Есть свободное время и нет желания слышать что-либо про «Джойказино»? Тогда милости просим.

Спасибо за внимание! Оставайтесь с нами. И не забывайте, что вы можете в любое время оформить подписку на нашу еженедельную рассылку.