Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Сталинские соколы: мифы и реальность
Пожалуй, ни одно событие в человеческой истории не знало столько мистификаций, как Вторая мировая война. Не стала исключением и самая трагическая ее страница – Великая Отечественная война. Намеренное искажение фактов стало неотъемлемой частью многих исследований о войне, с чьей бы стороны эти исследования не проводились. Сегодня мы поговорим о воздушном противостоянии СССР с нацистской Германией и постараемся отделить правду от вымысла.
Миф №1: Начало войны и разгром советской авиации
Нападение Германии не было для советского руководства полной неожиданностью, как это утверждали советские историки. СССР и Германия долгие годы готовились к новой войне в Европе. Тем не менее блицкриг Гитлера на начальном этапе имел головокружительный успех. Одна из главных причин этого заключалась в том, что люфтваффе (военно-воздушным силам нацистской Германии) удалось взять инициативу на начальном этапе войны. Но многие обыватели полагают, что почти вся советская авиация была уничтожена в первый день войны, и немцы могли безнаказанно действовать в небе СССР. Схожей точки зрения придерживаются некоторые отечественные и зарубежные историки. Но правдива ли она?
К лету 1941-го года нацистская Германия и ее союзники имели 4600 боевых самолетов, готовых к операции «Барбаросса» – нападению на СССР. Общее количество самолетов, бывших в распоряжении Красной Армии, на тот момент составляло примерно 19 тысяч единиц. Из них 8,5 тыс. самолетов находились на территории западных военных округов. Формально, советские ВВС имели почти двукратное преимущество над своим противником. Но пускай обманчивые цифры не вводят читателя в заблуждение – основная часть советского авиапарка безнадежно устарела и не могла составить конкуренцию немецкой технике. Из всего советского авиапарка лишь 20% самолетов могли на равных бороться с машинами люфтваффе. Что же стало причиной столь плачевной ситуации?
Не стоит забывать, что в 1930-е годы военная авиация Страны Советов была мощнейшей в мире. Тогда на вооружении Красной Армии находились самые совершенные боевые самолеты, и чувство собственного превосходства привело к беспечности руководства СССР. В 1937-м году на вооружение люфтваффе поступил истребитель Messerschmitt BF 109 – самый массовый немецкий самолет Второй мировой. Уже тогда эта машина во многом превосходила советские аналоги, а к 1941-му году появились еще более совершенные модификации легендарного «Мессершмитта». К этому времени советская авиация только начала получать современные машины. На место стареньких «Ишаков» (И-16) и «Чаек» (И-153) приходили более совершенные самолеты, такие как Як-1, ЛаГГ?3 и МиГ-3. К сожалению, их было совершенно недостаточно для того, чтобы противостоять хорошо оснащенным асам люфтваффе.
Последствия нападения 22 июня 1941-го года для советской авиации, как и для всей Красной Армии, были плачевными. Только за первый день на приграничных аэродромах было уничтожено около 800 боевых самолетов, еще 300 были потеряны в воздушных боях. Всего же за несколько дней советская авиация лишилась около двух тысяч боевых машин. Одна из причин случившегося заключалась в просчетах военного командования СССР – авиабазы находились слишком близко к границе. Настолько близко, что в первый же день войны на некоторые авиабазы посыпался град снарядов немецкой артиллерии.
Но вопреки расхожему мнению, ликвидировать воздушную угрозу немцам все же не удалось. Многие советские самолеты уцелели после налетов люфтваффе, и уже в первый день войны нацисты поняли, что война на Восточном фронте не будет легкой. Русские летчики оказались невероятно опасными противниками, героизм которых, по мнению немцев, граничил с безумием. Уже в первый день войны германские летчики познакомились с воздушным тараном – лейтенант Дмитрий Кокорев протаранил разведчик Do 215. Сам летчик остался жив, но многим его товарищам, решившимся на столь отчаянный шаг, повезло гораздо меньше. Всего же за первые восемь часов войны советскими летчиками было совершено пятнадцать таранов.
В первый же день войны немцы потерпели неудачу на южном направлении, сумев уничтожить на аэродромах лишь 3% советских самолетов. На этом направлении немцы потеряли примерно столько же самолетов, сколько и наши.
Первое серьезное поражение на Восточном фронте силы люфтваффе потерпели в небе над Москвой. Летом 1941-го года столицу СССР обороняли 580 истребителей и около одной тысячи зенитных установок. С 22 июля по 15 августа 1941-го около 1700 немецких самолетов принимали участие в бомбардировках Москвы. Но из всей воздушной армады до столицы смогли долететь лишь 70 машин (остальные сбрасывали бомбы, не долетая до цели, и уходили на свой аэродром), а общие потери люфтваффе составили около 200 самолетов. Всего же в период между июлем 1941-го и апрелем 1942?го во время налетов на Москву немцы потеряли 950 крылатых машин. При этом дойти до своей цели удалось лишь 230 немецким бомбардировщикам. Для немецкого командования провал был настолько очевиден, что в апреле 1942-го лишь два немецких самолета предприняли попытку сбросить бомбы на столицу СССР.
Одно из самых очевидных свидетельств надуманности мифа о полном разгроме советской авиации – события сентября 1941-го года. Тогда, к полной неожиданности немцев, в небе над Берлином появились советские бомбардировщики Ил-4
и Пе-8.
Между июнем и ноябрем 1941-го года воздушные силы Германии потеряли свыше пяти тысяч самолетов, почти все – на Восточном фронте. Ни о каком полном доминировании в воздухе не могло быть и речи. Более того, уже в 1941-м году германская авиационная промышленность не могла восполнить потерь на Восточном фронте. Для немцев такая ситуация была катастрофой, и 17 ноября 1941-го года генерал Эрнст Удет, ответственный за снабжение люфтваффе военной техникой, покончил с собой.
Миф №2: Ил-2: чудо-оружие Красной Армии
Штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в мировой истории. Больше того, если бы не легкий гражданский самолет Cessna 172, советский штурмовик стал бы вообще самым массовым самолетом всех времен и народов. С 1941-го по 1945-й было произведено 36 тысяч 183 единицы штурмовиков Ил?2. Ни одно упоминание о Великой Отечественной войне не обходится без имени этой машины. Нередко Ил-2 приписывают самые невероятные качества – якобы один вид этого самолета наводил ужас на немецких солдат, а советские летчики сбивали на нем «Мессершмитты». Все вышесказанное, конечно, имеет под собой основание, но мифы об Ил-2 нередко воспринимаются слишком буквально.
Для своего времени Ил-2 – действительно уникальный самолет, и на момент начала войны у немцев ничего подобного попросту не было. Но штурмовик Ильюшина не был «непобедимым», как его иногда описывают, и обладал множеством недостатков.
Ранние серии Ил-2 были одноместными и вообще не имели оборонительного вооружения. Более поздние модификации штурмовика получили оборонительное вооружение (один пулемет) – слабый контраргумент против опытных немецких летчиков-истребителей. Кроме того, защита бортового стрелка была очень слабой, и нередко в качестве второго члена экипажа брали кого-то из штрафников. Иными словами, штурмовик был почти беззащитен против истребителей, и в случае столкновения с «Мессерами» или «Фокке-Вульфами» единственной надеждой летчика оставалась живучесть машины.
Кстати, Ил-2 был действительно очень живуч, но это не смогло предотвратить огромных потерь среди летного состава. Проблема заключалась в том, что броня Ил-2 выдерживала пулевые попадания, но защитить от снарядов зенитной артиллерии она уже не могла. Конечно, большая часть самолетов Второй мировой не имела и такого бронирования, и для них даже одиночное попадание могло стать смертельным. И все же летчиков-штурмовиков погибало несопоставимо больше, чем летчиков-истребителей. В силу огромного риска, по некоторым данным, в начале войны звание Героя Советского Союза летчику-штурмовику присваивали всего лишь за десять боевых вылетов!
Серьезными недостатками Ил-2 были относительно низкая скорость и небольшая боевая нагрузка. Штурмовик мог брать несколько стокилограммовых бомб и реактивные снаряды, что было совершенно недостаточно для борьбы с танками вермахта. Более поздние серии Ил-2 получили мощные пушки калибра 23 мм (также могли устанавливаться орудия калибра 37 мм), а арсенал подвесного вооружения пополнился кассетными бомбами.
Несмотря на все недостатки, Ил-2 был одним из лучших самолетов-штурмовиков Второй мировой войны. В 1945?м году на его базе был разработан Ил-10, лишенный большинства недостатков своего прародителя. Сама же концепция бронированного штурмовика в будущем не раз доказала свою правильность.
Миф №3: Советские истребители были хуже немецких
Едва ли не самым распространенным мифом о Великой Отечественной войне является тезис о технологическом превосходстве немцев. Якобы по уровню военной техники Германия опережала СССР на десять и более лет. Но подобная точка зрения доказывает лишь незнание сути вопроса. Опровергнуть мнение о превосходстве нацистской военной техники очень просто – достаточно почитать мемуары самих немцев. Кроме того, имей нацисты принципиально лучшую военную технику, блицкриг на Восточном фронте, скорее всего, завершился бы успехом. Для немцев, разумеется.
Сразу нужно оговориться, что по культуре производства немецкая авиатехника, особенно в начале войны, была действительно лучше советской.
Это стало следствием невероятно сложных условий, в которых приходилось работать отечественным самолетостроителям. Многие предприятия были эвакуированы на восток, и им приходилось налаживать производство буквально с нуля. Несмотря на это, уже с 1943-го года советские самолеты по своим характеристикам не уступали, а нередко и превосходили немецкие аналоги.
В начале войны советским летчикам пришлось переучиваться со старых, но хорошо освоенных машин на новые истребители – абсолютно незнакомые. В военные части начали массово поступать новые истребители Як-1 и ЛаГГ?3 – машины, имевшие множество недоработок, свойственных новой технике. Устранять недостатки приходилось уже в боевых условиях.
В конце 1942-го года советские летчики получили истребитель Ла?5, обладавший огромным потенциалом. Но настоящим прорывом можно считать его более поздние модификации – Ла?5Ф и Ла-5ФН. Эти машины появились на фронте в 1943-м году. Обладая мощным вооружением, Ла-5Ф и Ла-5ФН имели превосходство над лучшими немецкими истребителями (такими, как BF 109G?2) по горизонтальной маневренности и сравнялись с ними в маневренности по вертикали. С учетом того, что вертикальные маневры были излюбленной тактикой пилотов люфтваффе, появление Ла-5Ф/ФН стало для них настоящим сюрпризом. На Ла-5 начал свой путь выдающийся летчик Иван Кожедуб – самый результативный из советских асов.
Нельзя обойти стороной самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны – Як?9. Всего было построено более 16 тысяч этих машин. Созданный на базе Як-1, этот самолет был лишен многих недостатков своего предшественника. Помимо высоких летно-технических характеристик, Як-9 отличала простота и надежность. Советские летчики любили эту машину, более того, выдающийся немецкий ас Герхард Баркхорн назвал Як-9 лучшим истребителем войны. Важной вехой в развитии советских истребителей стала одна из модификаций Як-9 – Як-9Т. Главное отличие самолета – мощная пушка НС-37 калибра 37 мм. До появления на фронте новой машины немецкие летчики, полагаясь на более мощное вооружение своих самолетов, охотно шли в лобовую атаку, но после нескольких встреч с новыми Яками эта тактика осталась в прошлом.
В 1944-м году советские летчики получили еще более совершенные машины – Ла-7 и Як-3. Оба самолета, имея почти полное превосходство на малых и средних высотах, оказали большой психологический эффект на противника. Известно, что к концу войны немцы и вовсе стали избегать встреч с этими истребителями.
В качестве неоспоримого преимущества германского самолетостроения нередко называют использование немцами в конце войны реактивных машин. Действительно, Германия стала первой из сторон конфликта, испытавшей в боевых условиях реактивные самолеты. К несчастью для немцев, эти машины имели много недостатков и нередко представляли большую опасность для самих летчиков Рейха.
Самый массовый реактивный истребитель люфтваффе Me-262 имел очень мощное вооружение (4 пушки калибра 30 мм!) и высокую скорость, но был неповоротлив и сложен в обслуживании. На протяжении всего периода применения самолет страдал от недоработок, которые так и не удалось устранить.
Главным призванием истребителя Me?262 была борьба с тяжелыми американскими и британскими бомбардировщиками. Имея мощное вооружение, 262?ой представлял огромную опасность и для советских штурмовиков, вот только тягаться с маневренными истребителями он был неспособен. Один сбитый Me-262 записал на свой счет Иван Кожедуб.
Проблема оценки реальной боевой эффективности реактивных машин связана с полным развалом немецкой промышленности на завершающем этапе войны. К концу 1944 – началу 1945 гг. уровень производства немецкой техники был крайне низким, и характеристики боевых машин сильно не дотягивали до расчетных показателей.
Мнение
Как мы увидели, история советской авиации периода Великой Отечественной войны имеет свои мифы и заблуждения. С просьбой прокомментировать самые распространенные из них мы обратились к известному российскому историку Алексею Исаеву: «Война была длинной, и многое зависит от социальной группы (социальной группы, к которой принадлежит человек, высказывающий те или иные суждения, – прим. авт.). В разных социальных группах населения ходят различные мифы, возникающие ввиду разницы в политических убеждениях, багаже знаний, набора любимых книг по теме. Объединяющим мифом для разных групп может служить утверждение, что ВВС КА в первые дни войны были разгромлены на аэродромах и в воздухе не появлялись. Следующим, охватывающим всю войну, можно назвать утверждение, что советская система учета сбитых была честнее. Если же говорить о техническом превосходстве одной из сторон, то в некоторых случаях таковое наблюдалось у немцев, но оно не имело решающего значения».
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии