Голуби могут смещать главу стаи, принимающего неверные решения — Naked Science

Голуби могут смещать главу стаи, принимающего неверные решения

Британские зоологи показали, что голубиная стая способна ослушаться вожака, ведущего ее не в том направлении, и постепенно оттеснить его на низкие уровни иерархии.

flock_of_pigeons_wallpaper_-_1152x864

Если лидер голубиной стаи дает очевидно неверные указания направления полета, вся группа, объединившись, способна «отменить» его инструкции – и стая двинется в правильную сторону, а сам глава начнет быстро терять авторитет. До сих пор считалось, что такие решения незыблемы, и ошибка от лидера распространится до самого нижнего уровня голубиной иерархии, ничего в ней по сути не меняя. Об этом оксфордские зоологи пишут в журнале Biology Letters.

Одна из авторов работы Изобель Уоттс (Isobel Watts) объясняет: «Предыдущие исследования мигрирующих голубей обнаружили у них “навигационную иерархию”, где положение каждой особи связано с ее индивидуальным весом, степенью влияния на принятие решений при выборе направления перелета. В нашей работе нас интересовала птица, находящаяся на вершине этой иерархии, степень контроля лидера над поведением всей стаи во время миграции. Как его решения транслируются сверху вниз? Строго ли их выполняют нижестоящие, или они тоже способны вносить вклад в окончательный результат?»

Чтобы выяснить это, ученые решили увеличить число ошибочных решений, которые принимает лидер стаи, для чего голубя помещали в помещение, где чередование светлых и ярких периодов искусственного освещения не совпадало с суточным циклом снаружи. Этот метод вызывает нарушение работы циркадных ритмов и снижает возможности голубя ориентироваться по Солнцу. Такие эксперименты ставились на восьми голубиных стаях, в каждой из которых ученые отслеживали движение лидера и еще четырех птиц с помощью GPS-датчиков. В одних вариантах «джетлаг» создавался только у лидера, в других – у всей стаи, в контрольном варианте ученые ни во что не вмешивались.

Как и можно было ожидать, при нарушении навигации у всех птиц в стае они то и дело сбивались с пути во время миграции. Однако стаи, где неверные решения принимает лишь лидер, летят, придерживаясь своего обычного оптимального курса. Более того, такой лидер быстро теряет авторитет и вес в иерархии. Данные GPS-наблюдений показывают, что постепенно он перемещается с «ответственных» первых рядов в стае ближе к ее хвосту, а иерархическая структура обновляется.