Китай запустил на орбиту второй «Небесный дворец» — Naked Science
16.09.2016
Редакция Naked Science

Китай запустил на орбиту второй «Небесный дворец»

Вчера с космодрома Цзюцюань на орбиту отправилась летающая лаборатория Tiangong-2 – модель для отработки технологий будущей полноценной космической станции Китая.

10,4-метровый и 9,5-тонный корабль Tiangong-2 («Небесный дворец») стартовал на борту ракеты Long March-2F T2 и достиг орбиты высотой 380 км, где вскоре приступит к включению и проверке бортового оборудования, после чего поднимет орбиту до 393 км. На этой орбите будет работать запланированная Китаем на следующее десятилетие собственная космическая станция. Ну а Tiangong-2 будет ждать визита первых тайконавтов: в середине октября экипаж из двоих человек должен прибыть на модуль на борту корабля Shenzhou-11. Они пробудут здесь 30 дней и проведут ряд экспериментов в области биологии, физики и космической медицины. «Запуск Tiangong-2 обеспечивает надежное основание для строительства и эксплуатации постоянной космической станции в будущем», – прокомментировал событие глава китайской пилотируемой программы Ву Пинь (Wu Ping). Но мы сначала заглянем в прошлое.

Прошлое: Tiangong-1

Предыдущий корабль Tiangong-1 был запущен Китаем ровно пять лет назад, в сентябре 2011 года, и завершил работу в марте нынешнего года, а следующей осенью сойдет с орбиты и сгорит в атмосфере. Его ключевой задачей была отработка технологий сближения и стыковки, и именно с этой орбитальной станции китайцы впервые успешно стыковали свои корабли серии Shenzhou, как грузовые, так и пилотируемые. Дважды ее посещали тайконавты, проведя на борту восемь, а затем 12 дней – одна из экспедиций стала заодно и первым для КНР пилотируемым полетом экипажа, включавшего сразу двух женщин.

Вместе с пристыкованным пилотируемым кораблем 8,5-тонный и 10,4-метровый модуль Tiangong-1 способен обеспечивать работу экипажа из трех человек в течение срока до 20 дней. В 15 кубометрах герметичного пространства имеются спальные места для двоих, а также тренажер для поддержания здоровья и физической формы в условиях микрогравитации. При этом уборная и столовая находятся на корабле, состыкованном со станцией. Интересно, что для создания психологически комфортной обстановки в оформлении внутренних помещений использована двухцветная комбинация, с более темной стороной «земли» и светлой стороной «неба».

С выводом на орбиту Tiangong-1 Китай стал третьей после России (СССР) и США страной мира, способной создать и использовать собственную обитаемую орбитальную станцию. Однако даже внешне Tiangong-1 слишком напоминает советские станции первых поколений – гражданские «Союзы» и военные «Алмазы». Сходна и их внутренняя компоновка, включающая герметичный рабочий и жилой отсеки, а также меньший переходный отсек, который заканчивается стыковочным узлом.

Орбитальный модуль Tiangong-1: взгляд художника / ©CMSA

Прошлое: «Салюты»

Модуль Tiangong-1 стал основой для более усложненного варианта Tiangong-2 и отдельных частей будущей многомодульной станции Tiangong-3. Ну а сам Tiangong-1 наследует еще советской программе создания орбитальных станций и первым в мире аппаратам серии «Салют». Впрочем, из них же вышли и более сложные и масштабные проекты, включая МКС. Американские инженеры, ограничившись единственной станцией Skylab, обратились к другим задачам, тогда как отечественная космонавтика активно развивала это направление, создав многомодульную станцию «Мир» и заложив основы современной международной станции.

По сути, китайские разработчики скрупулезно повторяют путь, пройденный российскими коллегами, только делают это в разы быстрее. Как и их предшественники, в ходе первых полетов Tiangong-1 и Tiangong-2 они должны отработать работу стыкованных пар: орбитального модуля и космического корабля. Лишь затем из аналогичных модулей будет собираться сложная конструкция большой станции.

Орбитальная станция «Мир» проработала в космосе с 1986-го по 2001 г. / ©PD-USGov-NASA

Будущее: Tiangong-2

В сравнении с Tiangong-1, новая китайская станция стала заметно сложнее и просторнее: задачи ее связаны прежде всего с технологиями организации комфортного постоянного проживания на борту и работы людей. Как и предшественница (как и советские «Салюты»), она включает герметичные лабораторно-бытовые отсеки и переходный отсек, где расположен стыковочный узел. На станции также имеются панели солнечных батарей, а маневрирование и поддержание орбиты обеспечивают собственные двигатели.

Здесь даже организованы доступ в Интернет и телевизионные трансляции. Первыми все это в деле опробуют двое тайконавтов, которые отправятся в полет уже примерно через месяц. Их имена пока не раскрываются, хотя известно, что они помимо научных опытов проведут ряд испытаний, связанных с ремонтом и обслуживанием самой станции. Всего за месяц первого проживания людей на борту будет проведено 14 экспериментов.

Полгода спустя, в апреле 2017 года, к Tiangong-2 должен пристыковаться первый китайский грузовой космический корабль Tianzhou-1, доставив сюда топливо и лабораторные материалы. Предыдущей станции дозаправки не требовалось, и миссии обеспечения к ней не организовывались. Стартует 13-тонный корабль с космодрома Вэньчан на борту ракеты Long March 7 и, видимо, задержится на станции некоторое время: китайцы планируют отработать стыковку второго корабля при состыкованном первом.

Tiangong-2 с ракетой Long March транспортируются для запуска / ©CCTV News

Будущее: Tiangong-3

Собственной национальной космической станцией КНР планирует обзавестись к 2022 г. И хотя 66-тонная конструкция не сравнится ни с 400-тонной МКС, ни даже с советской станцией «Мир», которая весила более 120 т, она станет третьей в истории многомодульной обитаемой космической станцией. Состоять Tiangong-3 будет из трех выведенных на орбиту по отдельности и состыкованных модулей, общая концепция которых повторяет китайские станции предыдущих поколений, а в общем-то, – те же советские «Салюты».

В общей сложности три 22-тонных модуля образуют конструкцию размером около 40 м, способную обеспечивать работу экипажа из трех человек на протяжении 40 дней. Базовый Tianhe (центр управления, стыковочный отсек, система связи, запуск в 2018 г.) дополнят экспериментальные Wentian (дублирование функций управления, склад, работа солнечных батарей, шлюзовой отсек, запуск в 2018-2022 гг.) и Mengtian (лабораторный модуль, запуск в 2018-2022 гг.). На внешней поверхности лабораторного модуля Wentian будет смонтирована роботизированная рука-манипулятор. Предположительный срок эксплуатации Tiangong-3 составит 10 лет.

Интересно, что четвертый модуль, который изначально рассматривался в составе станции, будет автономным. Орбитальная обсерватория Xuntian, несущая двухметровый телескоп, по своим возможностям приближающийся к телескопу Hubble, будет находиться на той же орбите, что и станция и время от времени станет стыковаться с ней для обслуживания, ремонта и замены приборов.

Будущая многомодульная станция Tiangong-3: взгляд художника / ©CNSA