«Хаббл» запечатлел загадочное разрушение кометы

Ученые при помощи космического телескопа «Хаббл» получили уникальные фотографии разрушения кометы 332P/Икея-Мураками. Природу данного явления пока что нельзя объяснить с уверенностью.

Комету 332P/Икея-Мураками впервые обнаружили японские астрономы Каору Икея и Шигеки Мураками 3 ноября 2010 года. И сейчас американские ученые запечатлели ее разрушение: результаты наблюдений опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters. Расстояние до объекта на момент распада кометы составляло 67 млн километров. Причем исследователи увидели явление совершенно случайно.

При изучении снимков 332P/Икея-Мураками специалисты обратили внимание на то, что вместо одного крупного объекта внезапно появились 25 светящихся точек. В течение нескольких дней ученые смогли наблюдать за осколками. Дальнейшие исследования показали, что внезапно началось быстрое вращение кометы: это и стало причиной дезинтеграции ее ядра с последующим распадом небесного тела. Хвост осколков протянулся на расстояние, сравнимое с дистанцией между Москвой и озером Байкал.

По мнению ученых, большинство осколков было выброшено из ядра 332P/Икея-Мураками практически одновременно. Это говорит о том, что имело место некое катастрофическое событие. Впрочем, исследователи не исключают, что осколки выбрасывались постепенно, один за другим: эта версия объясняет необычайно длинный хвост кометы.

Пока что от 332P/Икея-Мураками откололись только 4% ее массы. Дальнейшие наблюдения за этим объектом могут пролить свет на природу странного разрушения.

332P/Икея-Мураками / ©Astrophysical Journal Letters

Науке и ранее было известно, что иногда кометы распадаются на части. Однако из-за высокой скорости и неожиданности явление очень сложно запечатлеть.

Ранее, напомним, другая команда исследователей пришла к выводу, что некоторые короткопериодические кометы регулярно раздваиваются, а затем воссоединяются вновь. Из-за быстрого вращения в «теле» небесного тела появляются трещины, которые впоследствии делят его на две части. Разделенные и воссоединенные вновь кометы, по мнению ученых, могут быть весьма распространенным явлением.