Коричневый карлик может оказаться двойной экзопланетой — Naked Science

Коричневый карлик может оказаться двойной экзопланетой

Американские астрономы обнаружили весьма необычные далекие планеты, вращающиеся друг вокруг друга. Никакой звезды поблизости нет.

double_planet

Заинтересовавший ученых объект расположен на расстоянии более 40 млн световых лет от нас. Это L9, возможный коричневый карлик – нечто промежуточное между планетой и полноценной звездой. При массе на порядок больше, чем даже у нашего гиганта Юпитера, в нем даже могут протекать термоядерные реакции, но энергии они выделяют слишком мало, и L9 не излучает. Внимание Даниелы Гэглиюффи (Daniella Gagliuffi) и ее коллег он привлек сложным характером движения, который – при отсутствии рядом звезды – может указывать на присутствие второго партнера. Доклад об этом ученые представили на встрече Американского астрономического общества, детальный отчет о работе готовится к публикации.

Даниела Гэглиюффи с коллегами ведут масштабный проект по поиску и изучению таких пар коричневых карликов. Их тесное движение позволит точнее установить их физические характеристики и решить ряд важных загадок в астрономии – например, детально понять условия (массу, состав), которые определяют развитие звезды или коричневого карлика. Первые оценки массы L9 указали на величину в 14–15 масс Юпитера, но странное движение может говорить о том, что это не один объект, а двойная система. С учетом того, что минимальная масса коричневых карликов начинается с 13 юпитерианских масс, ученые предположили, что это – пара крупных планет.

В отличие от двойных систем коричневых карликов, которых известно немало, двойные планеты – большая редкость. Фактически такой системой можно назвать лишь одну: карликовый Плутон и его крупный спутник Харон, вращающиеся вокруг общего центра масс. По оценке ученых, расстояние между объектами пары может составлять порядка 1,5 млрд км – вдесятеро раз больше расстояния от Земли до Солнца.

Этот окунеобразный маколор появился на свет в последние годы Великой депрессии, пережил Вторую мировую войну и, таким образом, получил титул долгожителя среди обнаруженных на сегодня рифовых рыб.

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.