Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
22.09.2016
Редакция Naked Science

Коричневый карлик может оказаться двойной экзопланетой

Американские астрономы обнаружили весьма необычные далекие планеты, вращающиеся друг вокруг друга. Никакой звезды поблизости нет.

double_planet

Заинтересовавший ученых объект расположен на расстоянии более 40 млн световых лет от нас. Это L9, возможный коричневый карлик – нечто промежуточное между планетой и полноценной звездой. При массе на порядок больше, чем даже у нашего гиганта Юпитера, в нем даже могут протекать термоядерные реакции, но энергии они выделяют слишком мало, и L9 не излучает. Внимание Даниелы Гэглиюффи (Daniella Gagliuffi) и ее коллег он привлек сложным характером движения, который – при отсутствии рядом звезды – может указывать на присутствие второго партнера. Доклад об этом ученые представили на встрече Американского астрономического общества, детальный отчет о работе готовится к публикации.

Даниела Гэглиюффи с коллегами ведут масштабный проект по поиску и изучению таких пар коричневых карликов. Их тесное движение позволит точнее установить их физические характеристики и решить ряд важных загадок в астрономии – например, детально понять условия (массу, состав), которые определяют развитие звезды или коричневого карлика. Первые оценки массы L9 указали на величину в 14–15 масс Юпитера, но странное движение может говорить о том, что это не один объект, а двойная система. С учетом того, что минимальная масса коричневых карликов начинается с 13 юпитерианских масс, ученые предположили, что это – пара крупных планет.

В отличие от двойных систем коричневых карликов, которых известно немало, двойные планеты – большая редкость. Фактически такой системой можно назвать лишь одну: карликовый Плутон и его крупный спутник Харон, вращающиеся вокруг общего центра масс. По оценке ученых, расстояние между объектами пары может составлять порядка 1,5 млрд км – вдесятеро раз больше расстояния от Земли до Солнца.