Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Уникальную «двойную планету» спутали с обычным коричневым карликом
Обыкновенный коричневый карлик неподалеку от Земли оказался редчайшей двойной системой из очень массивных планет – или пары не очень массивных карликов.
Открытием новой большой экзопланеты сегодня никого не удивишь. Но если пара таких планет вращается вокруг друг друга, а не вокруг звезды – такого еще не бывало. Неудивительно, что поначалу астрономы приняли их за более крупного и одинокого коричневого карлика. Лишь теперь в статье, представленной на онлайн-сервисе препринтов ArXiv, ученые раскрыли настоящую природу этого уникального объекта.
Ойген Мэгньер (Eugene Magnier) из Гавайского университета и его коллеги изучили коричневый карлик 2MASS J11193254−1137466, объект крупнее планеты, но недостаточно крупный, чтобы зажечься термоядерной реакцией водорода и стать звездой. Он был открыт в 2015 г. примерно в 85 световых годах от Земли. Окруженный облаком горячей пыли, оставшейся со времен своего рождения, J1119−1137 виден лишь в инфракрасном диапазоне. Тогда астрономы отметили его небольшую (меньше 15 масс Юпитера) массу и – судя по спектральным характеристикам – молодость (около 10 млн лет). Поэтому J1119−1137 и заинтересовал Мэгньера и его соавторов: они изучают таких небольших и молодых карликов, чтобы лучше понять процессы появления и эволюции звезд и ту границу, которая отделяет настоящие звезды от «несостоявшихся» коричневых карликов.
Наблюдения были проведены с помощью 10-метрового телескопа Keck II, расположенного в гавайской Обсерватории Кека, и с использованием адаптивной оптической системы, которая корректировала искажения, связанные с влиянием на свет земной атмосферы. Это и позволило рассмотреть, что на самом деле J1119−1137 является парой тел, медленно – делая один оборот примерно раз в 90 лет – вращающихся друг вокруг друга. Расстояние между ними составляет около 3,6 а. е. – примерно 600 млн км.
Массу обоих тел ученые оценили в 3,7 массы Юпитера, так что, по классическим представлениям, они относятся к планетам, газовым гигантам. Дело в том, что в недрах коричневых карликов протекает «слабая» термоядерная реакция с участием дейтерия, однако они недостаточно велики, чтобы шла реакция с протонами, как на Солнце и других настоящих звездах. Для старта реакций с ядрами дейтерия телу нужно набрать хотя бы 13–14 масс Юпитера, поэтому границу между планетами и коричневыми карликами обычно проводят именно здесь.
С другой стороны, сами авторы, видимо, придерживаются более современного подхода, который различает крупные планеты от небольших карликов не по размеру, а по происхождению. Планеты образуются из вращающегося протопланетного диска; коричневые карлики, как и звезды, – в ходе гравитационного коллапса газопылевого облака. Но как бы мы ни называли J1119−1137 и каким бы ни было происхождение каждого участника пары, остается непонятным, как сложился их тандем и насколько редка такая ситуация в Галактике. Быть может, и другие тела, которые фигурируют в качестве одиночных коричневых карликов, – это двойные системы то ли крупных планет, то ли мелких карликов.
Красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона больше всего известен признаками «скорого» взрыва сверхновой, но недавно к этому добавились новые подозрения: о том, что она может быть двойной. Теперь астрономы пытаются выяснить, что представляет собой ее напарник. Недавние наблюдения привели к выводу, что это явно не белый карлик и не нейтронная звезда. Предполагают, что на самом деле это протозвезда.
Мурлыканье кошек оказалось связано с типом гена андрогенового рецептора. Закономерности, объясняющие поведение домашних питомцев, обнаружили ученые из Японии.
Ученые отследили происхождение грибка Pseudogymnoascus destructans — возбудителя «синдрома белого носа», который за последние десятилетия едва не истребил некоторые виды летучих мышей в США и Канаде. Также специалисты предупредили о ранее неизвестной генетической разновидности патогена, которая грозит североамериканским рукокрылым новыми вспышками заболевания.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии