14.12.2020
2 896

Предки растительноядных динозавров, вероятно, были всеядными

4.4

К такому выводу пришли ученые из Великобритании, создав реконструкцию мозга текодонтозавра, относящегося к завроподоморфам, и выяснив особенности его поведения и диеты.

Реконструкция мозга текодонтозавра / ©www.eurekalert.org

Исследование опубликовано в Zoological Journal of the Linnean Society. Текодонтозавры, жившие порядка 205 миллионов лет назад, относятся к подотряду завроподоморф, которые, как известно, отличались гигантскими размерами, длинной шеей, толстыми конечностями и исключительной растительноядностью.

Типичный представитель завроподоморфов — диплодок. Теконодонтозавры — очень ранние представители завроподоморфов и могут считаться их предковой формой. Они были мельче своих потомков, достигая в длину до 2,6 метра, и весили до 40-70 килограммов. В среднем же эти животные были размером с большую собаку.

Ученые из Бристольского университета (Великобритания) использовали передовые методы визуализации и трехмерного моделирования, чтобы создать реконструкцию мозга текодонтозавра, взяв внутреннюю часть его черепа — эндокран. При помощи такой технологии можно узнать особенности поведения динозавра и его вкусовые пристрастия, сравнивая данные с информацией о мозге других динозавров. И анализ действительно показал неожиданные подробности.

Выяснилось, что текодонтозавр имел большие размеры так называемых флоккулярных долей, расположенных в задней части мозга. Эти участки отвечают за балансировку тела, поэтому ученые считают, что животное было двуногим. Кроме того, те же доли мозга связаны с контролем движений шеи и глаз: это, по мнению исследователей, указывает на то, что текодонтозавры были довольно проворными существами и были способны фиксировать взгляд в одном положении при интенсивном беге.

Строение зубов динозавра говорит о том, что основой его рациона служила растительная пища. Он имел приспособления для хорошей фиксации взгляда при передвижении: это может свидетельствовать о том, что динозавр охотился. Поэтому палеонтологи предполагают, что текодонтозавры могли питаться как растительностью, так и мясом, а значит, были всеядными.

Еще одним интересным нюансом стали особенности строения внутреннего уха животного, которые указывают на то, что динозавр хорошо слышал и различал голоса с различной тональностью. Это может говорить о некоторой социальности завроподоморфа.