Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
2 897

Если бы не люди, мамонты просуществовали бы дольше

4.7

Моделирование международной группы ученых показало, что охота на мамонтов ускорила их исчезновение на четыре тысячи лет.

Если бы не люди, мамонты просуществовали бы дольше / ©Getty images

Работа опубликована на портале препринтов bioRxiv. Причины, которые привели к вымиранию мегафауны в позднем плейстоцене и раннем голоцене, до сих пор неясны. В научных кругах идут активные дискуссии по поводу того, какую роль в этом сыграли изменения климата (потепление, случившееся 14-11 тысяч лет назад и повлекшее за собой смену тундростепи, а значит, и сокращение кормовой базы мамонтов), а какую — человеческая охота. Многие считают, что причиной вымирания стала совокупность этих факторов.

Предыдущие исследования показали, что по мере потепления климата и смещения кормовой базы в северные широты мамонты стали двигаться туда же. Эти же работы продемонстрировали, что большинство мамонтов вымерли около 11 тысяч лет назад и лишь небольшие «островки» животных сохранялись в некоторых изолированных районах еще несколько тысяч лет. Считается, что последний мамонт исчез порядка четырех тысяч лет назад.

Международная группа ученых из университетов Аделаиды, Тасмании (Австралия), Стони-Брука (США), Копенгагена (Дания), а также Кембриджского (Великобритания) и Калифорнийского университетов создала симуляцию, которая отражает популяцию мамонтов, живших в период примерно между 21 тысячами и четырьмя тысячами лет назад. Чтобы воссоздать условия, при которых существовали эти животные, ученые внесли в моделирование климатические данные, а также известную информацию об охоте людей.

Моделирование провели более 90 тысяч раз в различных вариациях: каждый раз ученые добавляли какие-то небольшие изменения, которые могли повлечь гибель мамонтов, и оценивали получившийся результат. По итогу оказалось, что наиболее вероятный сценарий исчезновения мегафауны такой: основную роль в вымирании играет потепление климата, вынуждающее животных уходить на север, в более ограниченный ареал. Там-то их «добивают» наши далекие предки. Кроме того, согласно моделированию, исследователи выяснили: если бы не люди, большинство мамонтов прожили бы на четыре тысячи лет дольше.