01.03.2021
4 079

4.5

Японские ученые провели эксперимент и выяснили, что кошки более равнодушно относятся к «недругам» своего хозяина, чем собаки. Впрочем, это не означает, что они не привязаны к тем, кто о них заботится.

Кошки, в отличие от собак, не избегают людей, которые плохо относятся к их хозяевам / ©getty images

Работа опубликована в журнале Animal Behavior and Cognition. Известно, что собак считают более преданными животными, чем кошек. Последние — символы свободы и определенного равнодушия. При этом исследования показывают, что кошки, на самом деле, формируют эмоциональные связи со своими хозяевами. Они, вероятно, испытывают тревогу во время разлуки, более отзывчивы к голосу хозяина, чем постороннего, и в пугающих ситуациях также ищут защиты у знакомого им человека.

Ученые из Киотского университета (Япония) провели эксперимент, в котором кошки наблюдали, как их хозяева пытаются открыть ящик, чтобы добраться до его содержимого. По обе стороны от хозяина сидели двое незнакомцев. Во время первой части эксперимента хозяин просил одного из них помочь ему, и тот помогал. Во второй части эксперимента хозяин также просил помочь открыть ящик, но незнакомец продолжал сидеть пассивно, ничего не предпринимая. После этого оба незнакомца предлагали кошке угощение.

До этого тот же метод тестировали на собаках: как показали результаты, животные отказывались принимать пищу у незнакомца, который отказал в помощи хозяину. Исследование на кошках продемонстрировало, что они оказались совершенно безразличны к тому, от кого именно принимать лакомство. Кошки не выказывали никаких предпочтений ни одному из незнакомцев — ни тому, кто помог хозяину, ни тому, кто остался безразличен к его просьбе. Очевидно, для кошек еда в этом случае важнее, чем какие-то человеческие «разборки».

Однако делать вывод о том, что кошки более эгоистичны, чем собаки, нельзя. Ученые предупреждают, что тогда мы попадем в ловушку антропоцентризма — интерпретации поведения животного с точки зрения человека. Между тем у кошек, как и у собак, есть свои особенности мышления и поведения, которые могут сильно отличаться от человеческих.

Возможно, кошки, в противовес собакам, просто не способны уловить такие социальные взаимодействия между людьми, как взаимопомощь. И это происходит не потому, что они глупы: вероятно, они просто «не заточены» на наблюдении за взаимодействиями между людьми и больше настроены улавливать нюансы собственных взаимоотношений с человеком.

Дело в том, что кошек одомашнили гораздо позже собак, кроме того, они изначально были больше одиночными, а не стайными животными. Доместикация, по мнению ученых, повысила социальные навыки собак, но не повлияла в этом отношении на кошек. Они — как, например, медведи — безусловно, менее социальные существа, чем собаки. Поэтому, подчеркивают исследователи, прежде чем судить о кошках как об эгоистах, необходимо научиться смотреть на мир их глазами.