• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.07.2022
Мария Азарова
2 738

Воздействие солнечного света заставило мужчин есть больше и толстеть

4.6

Поскольку для женщин такой взаимосвязи ученые не выявили, они сделали вывод, что реакция на УФ-излучение зависит от пола.

Гомер Симпсон
© Tenor

Ученые из Тель-Авивского университета, Колледжа Макса Штерна в долине Изреель (Израиль), Медицинского центра Лангон при Нью-Йоркском университете и Института поведения и мозга Мортимера Б. Цукермана при Колумбийском университете (США) выяснили, что воздействие солнечного света связано с более активным потреблением пищи и набором веса у мужчин, но не у женщин — и все благодаря пептидному гормону под названием грелин. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Metabolism.

Регуляция аппетита — сложный, отражающийся на здоровье процесс, активное участие в котором принимают гормоны грелин и лептин. Первый отвечает за реакцию на изменения энергетического гомеостаза. Его уровни повышаются, когда желудок пуст, чтобы мозг понимал, когда нужно есть, а после приема пищи вновь снижаются. Факторами окружающей среды, контролирующими секрецию этого гормона, считаются звук, свет, запах.

Грелин — единственный известный периферический пептид, стимулирующий аппетит, хотя существует множество периферических гормонов, подавляющих его, включая холецистокинин, инсулин и лептин, снижение концентраций которого провоцирует развитие ожирения. Ранее ученые пришли к выводу, что источником секреции грелина выступает не только желудок, но и, вероятнее всего, кожа: гормон экспрессируется в эпидермисе, дерме и гиподерме, подкожной жировой ткани.

Авторы новой работы проверили предположение о том, что кожа — основной медиатор энергетического гомеостаза. Для этого они проанализировали данные трехлетнего национального исследования о питании трех тысяч человек. «Используя обобщенную линейную модель с поправкой на возраст, мы выявили значимую взаимосвязь между полом и временем года, показав, что мужчины заметнее подвержены влиянию солнечного света и ее сезонных колебаний, чем женщины», — пишут ученые.

Исследователи усреднили ежемесячные данные о прямом воздействии солнечного света. Как оказалось, с марта по сентябрь мужчины начинают есть больше по сравнению с более холодным периодом (октябрь-февраль): 2188 килокалорий против 1875 килокалорий в день соответственно. У женщин же ничего не менялось: 1475 килокалорий в марте-сентябре против 1507 килокалорий в октябре-феврале. В теплые месяцы мужчины к тому же потребляли больше питательных веществ, включая углеводы, белки, жиры, натрий, омега-3, цинк и железо. Некоторые из них как раз стимулируют аппетит.

Чтобы дополнительно проверить реакцию представителей обоих полов на воздействие солнца, авторы попросили добровольцев (пять мужчин и пять женщин 18-55 лет) находиться на нем примерно по 25 минут в полдень, когда доза ультрафиолетового излучения равна 2000 миллиджоулей на сантиметр в квадрате. Образцы крови, взятые до и после эксперимента, подвергли масс-спектральному анализу.

«При солнечном воздействии у мужчин наблюдалось усиление метаболизма липидов и стероидов. Кроме того, пептиды, связанные с метаболизмом, больше всего пострадали от солнечного воздействия. <…> В то время как у представителей обоих полов усиливается реакция на сигналы окружающей среды, но ослабляется передача сигналов посредством внеклеточных везикул, с точки зрения иммунной системы и метаболизма мужчины и женщины реагируют по-разному», — рассказали исследователи.

На этом работа не закончилась: ученые в течение десяти недель ежедневно подвергали мышей — по 12 грызунов каждого пола — воздействию ультрафиолета (доза составила 50 миллиджоулей на сантиметр в квадрате), что для человека примерно равно 20-30-минутному пребыванию на солнце летом во Флориде. И у самцов, и у самок наблюдали сильную пигментацию ушей. Потом белки плазмы крови отправили на протеомный анализ. «Как и у людей, после воздействия ультрафиолетового излучения у самцов мышей наблюдалось больше белковых изменений, связанных с метаболизмом, по сравнению с самками. В совокупности наши данные показывают, что мужчины чувствительнее к солнечному свету и сезонным изменениям, кроме того, у них, как и у самцов мышей, нарушен метаболизм», — добавили авторы.

Так, ежедневное УФ-излучение побуждало грызунов мужского пола активнее искать пищу и больше есть, в итоге они стали набирать вес. У самок ничего подобного не выявили. «Чтобы оценить влияние ультрафиолета на обмен веществ, мы измерили максимальное количество потребляемого кислорода на физиологическом уровне (VO2)», — пишут авторы работы. Как у контрольной группы, так и у грызунов, которые пережили продолжительное воздействие ультрафиолета, не обнаружили существенной разницы в VO2: следовательно, базовая скорость метаболизма не изменяется под действием УФ-излучения.

По итогу исследования оказалось, что УФ-излучение заставляло самцов искать пищу за счет грелина. «Адипоциты кожи производят и выделяют грелин после воздействия ультрафиолета, что вызвано активностью белка p53 из-за повреждения ДНК. Эстроген ингибировал активность p53 в адипоцитах, тем самым блокируя повышение уровня грелина у женщин. У мышей, в адипоцитах которых отсутствовал p53, уровень грелина не смог повыситься после воздействия. Эти данные показывают, что реакция на УФ-излучение зависит от пола», — подытожили ученые.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
7 часов назад
Александр Березин

Хотя итоги нового эксперимента совпали с общими предсказаниями теории Эйнштейна, по ряду причин полученный результат не был очевиден заранее. Экспериментальные данные впервые позволили решить столь важный вопрос окончательно.

Сегодня, 09:07
Михаил Орлов

Неоднородная потеря волос у мужчин (вроде залысин у лба или оголенного темечка) сильно зависит от наследственных факторов. Авторы новой статьи описали ранее неизвестные гены — виновники облысения. Оказалось, их довольно много и среди них есть те, что связаны с наследственными кожными болезнями.

Позавчера, 20:17
Мария Азарова

Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.

22 сентября
ЮУрГУ

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».

21 сентября
Дарья

Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).

24 сентября
Михаил Орлов

Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

2 сентября
Редакция

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: