11 июля
Анна Новиковская
18 359

Трехглазое животное возрастом в полмиллиарда лет раскрыло секреты эволюции членистоногих

4.5

Пятьсот миллионов лет назад в морях нашей планеты плавало удивительное животное размером с креветку: у него была круглая пасть, усеянная множеством зубов, покрытые шипами клешни и три крупных глаза, обеспечивавших широкий обзор. Хотя это существо не оставило прямых потомков, его причудливая анатомия позволила ученым лучше понять, как протекала эволюция нервной системы у современных членистоногих — раков, пауков и насекомых.

Новый вид ископаемых членистоногих, названный стэнликарисом или «креветкой Стэнли» — в честь ледника Стэнли, где его нашли / © phys.org

Знаменитые на весь мир сланцы Бёрджес на западе Канады — одно из богатейших в мире мест палеонтологических находок кембрийского периода, сформировавшееся около полумиллиарда лет назад в результате резкого подводного оползня. Трагедия для морских обитателей обернулась удачей для ученых, ведь теперь в их руках находятся тысячи образцов причудливых животных, живших на Земле в самом начале палеозойской эры.

Окаменелости сохранились так хорошо, что можно различить мельчайшие детали их строения — от бескостных конечностей невероятной галлюцигении до упругого тяжа хорды в теле изящной пикайи. Естественно, существа с панцирем отпечатались в мелкозернистой породе еще лучше, и крупнейшие животные сланцев Бёрджес относятся к динокаридам — вымершему классу членистоногих, выраставших до 80 сантиметров.

Окаменелости динокарид встречаются не так часто, к тому же нередко сохраняются в виде отдельных фрагментов, поэтому ученым бывает непросто восстановить облик целого животного. К счастью, новый вид не постигла такая судьба — возможно, благодаря его небольшим размерам: во время рокового оползня погибли сразу несколько сотен небольших, длиной от одного до восьми сантиметров, стэнликарисов (Stanleycaris hirpex), и теперь отпечатки их крошечных тел находятся в Королевском музее Онтарио.

Восемьдесят четыре образца сохранились особенно хорошо: исследователи смогли не просто изучить внешние особенности животного, но в прямом смысле слова заглянуть ему в голову, проанализировав особенности строения мозга.

Оказалось, у стэнликарисов головной мозг состоял из двух частей, тогда как у всех современных членистоногих он состоит из трех: древнему животному «не хватает» третьей части, называемой тритоцеребрумом, отвечающей за иннервацию области рта и тесно связанной с симпатической нервной системой.

Реконструкция внешнего вида стэнликариса и особенностей его внутреннего строения

Помимо необычного строения мозга, стэнликарис примечателен нестандартным количеством глаз: их у него было три. Третий глаз располагался между двумя боковыми и был полностью функционален. Изучив похожие образования на отпечатках других динокарид, сохранившихся хуже, ученые пришли к выводу, что они все были трехглазыми. Поскольку эти существа приходятся родственниками предкам нынешних крабов и стрекоз, можно предположить, что трехглазость наравне с сегментированным мозгом — общая черта всех древнейших членистоногих.

Находка стэнликариса позволяет не только представить себе пути эволюции современных животных, но еще раз оценить всю научную ценность сланцев Бёрджес — уникальной «капсулы времени», сохранившейся до наших дней с незапамятных времен.

Внесенное в 1980 году в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, это место наверняка таит еще множество удивительных секретов, и стэнликарис — лишь одно из тысяч обнаруженных там удивительных животных, большинство которых наверняка ждут своих палеонтологов.