29 января

4.5

Международная группа ученых провела моделирование мышц кистей древних гоминидов и пришла к выводу, что они могли изготавливать орудия труда в то время, когда их руки больше напоминали кисти шимпанзе, чем человека.

Предки могли делать каменные орудия задолго до того, как их кисть стала человеческой / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Current Biology. Считается, что ловкость человеческих рук неразрывно связана с использованием и изготовлением инструментов и имеет определяющее значение для нашей эволюции. Тем не менее ученые до сих пор не знают, в какой конкретно момент возникла человеческая ловкость рук и когда наши предки смогли эффективно использовать большой палец.

Ведь именно противопоставление этого пальца остальным должно было позволить древним гоминидам развить мелкую моторику и изготавливать орудия труда. Так считали до сих пор. Международная группа ученых, куда вошли специалисты из Тюбингенского университета имени Карла Эберхарда (Германия), Афинского национального университета (Греция), Музея естественной истории (Швейцария), поставили под сомнение эту точку зрения. Они проанализировали биомеханику мышц большого пальца у разных ископаемых видов гоминидов, используя методы моделирования.

Ученые выяснили, что решающее противопоставление большого пальца рук остальным возникло около двух миллионов лет назад. Использование же каменных орудий известно с периода между двумя и тремя миллионами лет назад. Моделирование показало, что в те времена их кисть была схожа с кистью современных шимпанзе, то есть не имела противопоставления большого пальца остальным.

Чтобы понять это, ученые сосредоточили свое внимание на одной мышце в кисти гоминидов — opponens pollicis. Именно она, как считается, имеет решающее значение для противопоставления большого пальца. Расположение этой мышцы среди множества костей древних гоминидов и сравнивали исследователи (места ее прикрепления заметны на окаменелостях).

Хотя предки делали орудия, имея кисти шимпанзе, авторы полагают, что именно после того, как появилось противопоставление большого пальца, гоминидам удалось развить небывалую до того ловкость рук. Вероятно, это позволило освоить огонь и охоту на крупных животных.