Орудия труда американской культуры Кловис изготовили всего за 300 лет — Naked Science

Орудия труда американской культуры Кловис изготовили всего за 300 лет

4.2

Одной из древнейших культур на территории Северной и Центральной Америки считается Кловис. До открытия более ранних следов человека на этих землях ее называли родоначальницей всех американских культур. Датировки ее размыты, при этом последнее исследование ученых из США установило, что орудия труда Кловис были изготовлены за короткий период — в течение 300 лет.

Наконечники копий культуры Кловис / ©phys.org

Работа ученых опубликована в журнале Science Advances. Начало археологической культуры Кловис связывают с появлением на территории Северной и Центральной Америки характерных каменных орудий — наконечников копий и бифасов (рубил) с датировками более 13 тысяч лет назад, а закат — с исчезновением мегафауны: мамонтов и мастодонтов.

Ученые из США провели новый радиоуглеродный анализ для датирования костного материала (животных и человека), зубов, оленьего рога, древесного угля и обугленных растительных остатков из известных стоянок культуры Кловис.

Этот анализ показал, что культура появилась за 300 лет до вымирания мегафауны, жившей в те времена на территории Северной Америки, орудия труда Кловис также были сделаны за этот 300-летний период. Сама же культура, по данным исследования, появилась около 13 050 лет назад, хотя авторы упоминают данные более ранних, но спорных, по их мнению, датировок — порядка 13 400 — 13 300 лет назад.

При этом исследователи указывают, что происхождение культуры остается неизвестным, однако данные однозначно указывают: Кловис развивалась к югу от континентальных ледяных щитов во времена экстремальных климатических изменений. Завершилась же ее история примерно 12 750 лет назад, что совпадает со временем похолодания в позднем дриасе и, как мы уже сказали, вымиранием мамонтов и мастодонтов.