28.02.2022
Александра Медведева
3 675

Ученые выяснили, почему Патагония поднимается по мере таяния ледников

4.0

Американские ученые провели подробное сейсмическое исследование недр Земли под Патагонией. Они пришли к выводу, что быстрое таяние ледников в этом регионе привело к повышению тектонической активности под континентом, вызвавшей поднятие земной поверхности.

© Flickr / Автор: Pinaria Caprarius

Ледники протяженностью сотни километров, покрывающие вершины Анд в Чили и Аргентине, сейчас тают с одной из самых высоких скоростей на планете. Земля, которую скрывал лед, быстро смещается и поднимается по мере их исчезновения. Ученые из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) выявили связь между потерей массы льда, быстрым поднятием горных пород и разломом тектонических плит под Патагонией. Результаты их сейсмических исследований опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Патагония — горный район в южной части Южной Америки. Поскольку плотность населения там невысокая, а риск землетрясений довольно низок, ученые проводили мало сейсмических исследований в этом регионе.

Теперь исследователи обратили внимание на то, что изменения размеров ледников и структуры мантии приводят к быстрому подъему горных пород. Новые сейсмические данные показали, как разлом в опускающейся тектонической плите, которая залегает примерно в 97 километрах под Патагонией, позволяет горячей и жидкой мантии течь под Южной Америкой.

Когда ледники над разломом тают, масса льда перестает давить на породы, поэтому мантия под ними утрачивает вязкость, а литосфера истончается. С этими факторами связаны многие изменения рельефа Патагонии, в том числе быстрый подъем некоторых ранее покрытых льдом областей.

Наиболее горячую и жидкую мантию ученые обнаружили в области разлома, над которой лед исчез совсем недавно. Также оказалось, что вязкость мантии на юге Патагонии выше, чем на севере, поэтому скорость подъема пород повышается с юга на север. В связи с этим ученые полагают, что со временем динамика мантии, связанная с разломом, усилится еще больше.

Исследование тектоники плит необходимо для лучшего понимания реакции пород на оледенение и его исчезновение. Более точные модели позволят лучше реконструировать недавние изменения ледяных щитов по всему миру, произошедшие под действием глобального потепления.

Кроме того, огромное количество воды, высвободившейся из растаявших ледников, течет в океан, движение суши влияет на этот процесс, поэтому его необходимо учитывать при прогнозировании уровня Мирового океана.