28 июля
Михаил Орлов
9 228

Роботы нашли на дне Тихого океана более 30 новых видов животных

5.1

При исследовании с помощью роботов дна в центре Тихого океана ученые смогли поднять на поверхность и описать представителей до 39 ранее неизвестных видов крупных животных.

Морской огурец Psychropotes verrucicaudatus
Морской огурец Psychropotes verrucicaudatus / © DeepCCZ expedition, NOAA

Дно Мирового океана по-прежнему остается слабо изученным, это касается и его живых обитателей. Помимо научной ценности, описание фауны абиссали (то есть участков дна на глубине свыше трех километров) иногда имеет природоохранное значение. Именно так было в случае исследования, результаты которого опубликованы международной командой ученых в журнале ZooKeys.

Регионом изучения стала зона разлома Кларион-Клиппертон, расположенная посреди Тихого океана. Несмотря на глубину более трех километров, там предполагается добыча полезных ископаемых, в том числе так называемых нодулей (мелких округлых образований), представляющих собой полиметаллические руды. Из них можно получать никель, медь, кобальт и другие металлы.

В этой связи потребовалась экологическая экспертиза — оценка местного биоразнообразия, — которую следует учитывать при буровых работах. Несмотря на большой интерес зоологов к зоне Кларион-Клиппертон, местная живность по-прежнему по большей части не изучена. Это лишний раз доказал «улов» подводных управляемых роботов: среди 55 поднятых с их помощью образцов до 39 могут принадлежать ранее неописанным видам — точное число еще предстоит выяснить.

Анемона Metridioidea sp. / © DeepCCZ expedition, NOAA

Для этого биологи используют генетический анализ, в том числе метод ДНК-баркодирования — изучение небольших участков генома, по которым можно различить даже близкие виды.

Все обнаруженные и поднятые на поверхность для анализа ДНК животные проживали на глубине более трех километров, среди них 36 — глубже 4800 метров. Это так называемая бентосная мегафауна — донные животные сравнительно крупных размеров (более двух сантиметров). Среди них есть кольчатые черви, сидячие ракообразные, стрекающие, различные иглокожие, включая офиур и морских лилий, губки и многие другие. В статье из их фото собрана целая красочная галерея.

Морской огурец Psychropotes longicauda / © DeepCCZ expedition

«Это исследование важно не только потому, что мы обнаружили множество предполагаемых новых видов, но и потому, что раньше образцы мегафауны изучали исключительно по фотографиям. Однако без ДНК и заключенной в ней информации мы просто не можем точно определить животных и толком посчитать, сколько перед нами видов», — поделился доктор Гвадалупе Брибиеска-Контрерас (Guadalupe Bribiesca-Contreras), один из авторов исследования.

Ученые также отметили, что им попалось неожиданно много крупных животных. Обилие существ размером в миллиметры в этой области уже было описано, но мегафауну попросту не удавалось толком собрать.