21.04.2021
1 544

Муравьи оказались способны устраивать улавливающие сетки на опасных участках пути

3.8

Тропы кочевых муравьев могут пролегать через весьма сложные препятствия в джунглях, а на самых опасных участках пути насекомые образуют защитные сети, которые страхуют собратьев от падения.

©Macquarie University

Муравьи часто демонстрируют поразительную склонность к сотрудничеству ради общего блага семьи: он используют карантин для изоляции зараженных особей, уносят и лечат раненных в бою солдат. Новый удивительный пример такой кооперации обнаружили биологи из Германии, Австралии и США. Они заметили, что насекомые, живущие в джунглях Панамы, выстраивают защитные сетки, которые улавливают собратьев, идущих по самым опасным участкам муравьиных троп. Статья об этом принята к публикации в журнале PNAS, коротко о работе рассказывается в пресс-релизе Университета Маккуори.

Авторы исследовали тропических муравьев Ecitoninae, ведущих кочевой образ жизни и известных способностью соединяться, образуя «живые» мосты и эстакады над различными препятствиями. Ученые экспериментировали с ними в полевых условиях, создавая такие препятствия и следя за поведением семейства. Насекомых направляли так, чтобы путь их пролегал через небольшую платформу, угол наклона которой можно было изменять в пределах от 20 до 90 градусов.

©Macquarie University

Обнаружилось, что если наклон платформы не превышал 40 градусов, муравьи проползали через него без особых проблем. Однако если угол становился слишком большим и насекомые рисковали соскользнуть с платформы, часть из них сцеплялась, образуя сеть, которая улавливала всех падающих собратьев. Чем сильнее был уклон и выше риск, тем быстрее возникала такая сеть и тем гуще она становилась.

Авторы показали, что такое сложное, на первый взгляд, поведение возникает из довольно простых реакций отдельных особей и не требует каких-либо коммуникаций между ними. Ученые смоделировали его, подтвердив, что сам факт соскальзывания заставляет муравьев сцепляться, образуя сеть, и чем больше особей скользят по наклонной платформе, тем быстрее она появляется.

«Кочевые муравьи малы, слепы и не имеют ни начальников, ни чертежей, которые могли бы направлять их действия, — говорит Крис Рейд (Chris Reid), один из авторов работы. — Их способность проявлять весьма сложное групповое поведение на основе простых локальных правил крайне интересна с точки зрения инженерии, особенно технологий “роя” роботов».