14.02.2018
Редакция Naked Science

Муравьи оказались способны лечить раненых собратьев

Ученые впервые наблюдали работу «муравьиных санитаров», которые лечат и возвращают в строй раненых и потерявших конечности солдат.

ants0
©Wikipedia / Автор: Павел Сорокин

Крупные африканские муравьи Megaponera analis – не лучшие строители и не разводят тлю, это «народ воинов», хищники. Они специализируются на термитах, на гнезда которых устраивают массовые набеги. Группы из нескольких сотен солдат атакуют быстро и жестоко, унося к себе и личинки, и тела взрослых врагов для съедения.

Однако термиты отнюдь не беззащитны и отчаянно обороняются, а мощные челюсти позволяют наносить весьма опасные укусы. Потеря одной или нескольких конечностей для этих муравьев – вполне обычное дело. В прошлом году Эрик Франк (Erik Frank) и его соавторы заметили, что раненые муравьи способны использовать специальный феромон, призывая на помощь товарищей, и тогда другие Megaponera могут оттащить их в муравейник для восстановления сил.

В новом исследовании Франка и его коллег история раненых муравьев получила естественное развитие: в статье, опубликованной журналом Proceedings of the Royal Society B, ученые описывают и работу «муравьиных санитаров» после того, как раненые доставлены в гнездо. На сделанной учеными видеозаписи видно, как рабочий «санитар» проводит несколько минут, «вылизывая» раны вернувшегося солдата.

Эксперименты показали, что эта процедура действительно спасает жизни: потерявшие конечность муравьи, которые не проходили такое «облизывание», гибли в 80 процентах случаев в течение нескольких часов после ранения. И наоборот, те, кто был вовремя «подлечен», выживали с вероятностью около 90 процентов. Муравьи прямо на поле боя решают, кто будет «достоен» вылечиться и вернуться в строй, не подбирая слишком тяжело раненых или тех, кто потерял уже пятую конечность. Более того, смертельно поврежденные особи сами отползают в сторону, не мешая забирать легче раненых сотоварищей.

При этом ученые признаются, что пока не могут сказать, как именно действует эта «санобработка». Возможно, она позволяет просто удалить мусор и грязь из раны, а возможно, «санитары» дополнительно обрабатывают ее каким-нибудь секретом с антимикробным действием.