21.04.2021
5 220

Палеонтологи смоделировали походку тираннозавра

4.5

Ученые из Нидерландов выяснили, что тираннозавры, вероятно, передвигались медленнее, чем предполагалось. Скорость их размеренного шага оказалась примерно равна скорости прогуливающегося человека. Зато походка была качающейся и пружинистой.

Скелет тираннозавра, с которым работали ученые / ©edition.cnn.com / Автор: Sycophanta Duccius

Работа опубликована в журнале Royal Society Open Science. Ходьба животных устроена так, чтобы затрачивать на этот процесс минимальное количество энергии. Один из способов добиться этого — использовать силу резонанса. Ученые из Университета Врие в Амстердаме (Нидерланды) смоделировали хвост тираннозавра рекса, чтобы понять, как работал этот балансир, влияя на скорость передвижения животного. Ведь важно помнить, что этот динозавр не только передвигался на двух ногах, подобно страусам, но и имел огромный хвост, который принимал активное участие в движении.

Хвост тираннозавра из Голландского музея естественной истории / ©edition.cnn.com

Как кости в нашей шее, кости в хвостах животных скрепляются связками — это можно сравнить с подвесным мостом. А если говорить о тираннозавре, то «подвесной мост» у него имел огромную массу мускулов. При каждом шаге хвост должен был раскачиваться вверх и вниз, подобно качелям. Чтобы узнать частоту раскачиваний, ученые построили 3D-модель тираннозавра рекса, выставленную в Голландском национальном музее естественной истории.

Добавив виртуальные мышцы к реальному скелету, они провели биомеханический анализ и вывели предпочтительную скорость ходьбы животного — 4,6 километра в час. Таким образом, при прогулке тираннозавр развивал скорость, примерно равную неспешному шагу человека. Эти цифры меньше, чем показывали прошлые модели, внимание которых привлекали ноги и таз животного, а не его хвост (аналогов которому, кстати, нет ни у каких других современных животных).

Но новая работа показала, что походка динозавра была немного другой — именно из-за хвоста. Она, вероятно, была более пружинящей и качающейся, чем предполагали. Ведь медленная скорость ходьбы требует большего балансира, то есть раскачиваний хвоста. Хвост тираннозавра, согласно реконструкции нидерландских палеонтологов, весил почти тонну, при этом поддерживался резинками, поэтому при каждом шаге подпрыгивал вверх и вниз. Таким образом он помогал динозавру ходить с минимальными затратами энергии.