25 августа
50 795

В ста световых годах от Земли нашли потенциально обитаемую планету-океан

5.5

Суперземля TOI-1452 b целиком покрыта жидкой водой, что делает ее подходящей для развития жизни. А благодаря близкому расстоянию и удачному расположению планеты ее особенно удобно наблюдать.

©Benoit Gougeon, Universite de Montreal

Международная команда астрономов обнаружила экзопланету TOI-1452 b, которая вращается вокруг одной из звезд двойной системы, расположенной в созвездии Дракон, всего в сотне световых лет от нас. Она находится в «зоне обитаемости» своей звезды — на таком расстоянии, где не слишком жарко и не слишком холодно, из-за чего жидкая вода может стабильно присутствовать на поверхности планеты. Более того, ученые полагают, что вода покрывает ее целиком, делая TOI-1452 b потенциально обитаемой планетой-океаном. Об этом они пишут в статье, опубликованной в The Astronomical Journal.

Чарльз Кадье (Charles Cadieux) и его коллеги опирались на данные наблюдений космического телескопа TESS, который ведет поиск далеких экзопланет. Инструмент позволил заметить регулярное затемнение одной из звезд в двойной системе TOI-1452. Такая картина может говорить о присутствии планеты. Поэтому для дальнейших наблюдений за кандидатом использовали канадско-французско-американский телескоп CFHT, работающий на Гавайях, который подтвердил находку и предоставил дополнительные детали об этом мире.

Двойная TOI-1452 состоит из двух звезд М-класса, красных карликов. Они разделены расстоянием около 97 астрономических единиц — примерно в 2,5 раза больше, чем от Солнца до Плутона — и совершают полный оборот друг вокруг друга за 1400 земных лет. Обнаруженная астрономами экзопланета находится на тесной орбите у одного из этих карликов, проходя полный годовой цикл за 11,1 суток. По оценкам ученых, оставаясь на близком расстоянии от своей тусклой звезды, TOI-1452b не покидает ее зону обитаемости и может стабильно сохранять большие количества жидкой влаги.

Пейзаж планеты-океана TOI-1452 b с красным карликом над горизонтом: взгляд художника / ©Benoit Gougeon, Universite de Montreal

Сама экзопланета относится к классу суперземель: она имеет твердую поверхность, однако в 1,7 раза больше и в 4,8 раза тяжелее нашей. При этом подобное соотношение радиуса и массы показывает, что средняя плотность TOI-1452b заметно ниже, чем можно ожидать из тела, которое сложено в основном из металлов и каменистых пород, подобно Земле. Именно поэтому астрономы предполагают, что немалая часть планеты составляет ее гидросфера, а это огромные массы воды.

По оценкам ученых, на воду может приходиться до 22 процентов от массы TOI-1452b, она окружает планету глубоким и бескрайним океаном. Для сравнения, Земля, невзирая на статус «Голубой планеты», содержит ее в количестве лишь около 1%. Стабильный климат, умеренная температура и изобилие влаги — ключевые факторы, благодаря которым TOI-1452b пополнила список потенциально обитаемых миров, пока еще отнюдь не длинный.

Это не первая планета-океан, известная на сегодня, и даже не самая близкая к нам. В прошлом году такой мир нашли у звезды L 98-59, находящейся почти в три раза ближе. Однако TOI-1452b исключительно удобна для дальнейшего изучения, поскольку находится в поле зрения новейшего космического телескопа James Webb и наблюдать ее можно почти постоянно.