09.09.2022
17 214

Астрономы открыли планеты, наполовину состоящие из воды

5.2

Помимо каменистых и газовых планет, возле красных карликов встречаются миры, где твердые породы густо перемешаны с водой.

©Pilar Montañés / Автор: Павел Сорокин

Подавляющее большинство звезд нашей галактики – это красные карлики, небольшие и тусклые. Поэтому особенно важным оказывается вопрос о том, как выглядят планеты возле таких светил, и возможна ли на них жизнь. Для этого ученые из Франции и США провели «перепись» известных планет, находящихся на орбитах у красных карликов. Определив их плотность, астрономы обнаружили, что многие такие миры могут включать огромные количества влаги – что, впрочем, вряд ли делает их обитаемыми.

Статья Рафаэля Люкё (Rafael Luque) и Анрика Пале (Enric Pallé) опубликована в журнале Science. В ней астрономы анализируют массы и радиусы 43-х планет, вращающихся у красных карликов Млечного Пути. Работа показала, что они делятся, в основном, на три популяции, которые резко отличаются друг от друга по плотности и другим характеристикам. Во-первых, это компактные твердые миры вроде Земли или Марса; во-вторых – газовые карлики, «мини-нептуны», богатые водородом и гелием.

Третью группу составляют планеты прежде неизвестного типа, небольшие и отличающиеся довольно низкой плотностью. Такую особенность можно объяснить большим содержанием в них воды – вещества, которое весьма широко распространено в космосе. По оценкам ученых, на воду может приходиться до 50 процентов массы этих планет. Для сравнения, на Земле ее в тысячи раз меньше: вода составляет лишь 0,02 процента от массы нашей «голубой» планеты.

Три популяции планет у красных карликов; цифры соответствуют их плотностям относительно плотности Земли / ©IAC

Однако не стоит думать, будто эти водные планеты покрыты океанами, где бурлит жизнь и плавают разумные кальмары. Скорее всего, такие миры формируются сравнительно далеко от своих звезд, там, где скапливаются основные массы воды, а затем мигрируют на более тесные орбиты. Здесь большие количества влаги уже не могут оставаться на поверхности планеты, не улетучиваясь.

Поэтому основная ее масса сохраняется на глубине, перемешанная с твердыми породами и, возможно, с расплавленной лавой. Подобные условия плохо сочетаются с жизнью – по крайней мере, в знакомых нам формах. Впрочем, такие «полуводные» планеты еще слишком плохо изучены, и многие детали их устройства помогут раскрыть лишь будущие исследования.