Вопросы читателей (ч. 4) — Naked Science

Вопросы читателей (ч. 4)

3.7

Готовят ли животные себе пищу, как изготавливают иголки, где проходит граница Солнечной системы и другие вопросы от наших читателей.

Рик и Морти

Есть ли примеры приготовления пищи в мире животных?

Игорь Нерчин, г. Барнаул

Вряд ли каким-нибудь животным знакома кулинария в нашем человеческом смысле, со смешиванием ингредиентов и термической обработкой. Однако свои виды «кулинарии» имеются у многих видов. Пчелы, собрав нектар, готовят из него мед. Многие птицы кормят потомство пищей, измельченной и смоченной собственной слюной. Некоторые виды муравьев и термитов выращивают грибы, которые питаются древесиной и сами, в свою очередь, становятся пищей этих насекомых. Интересно, что термиты бережно хранят эти грибы и, переезжая с места на место, переносят их в подвал нового дома. Совсем как французские сыроделы, оберегающие свою драгоценную плесень.

Как изготавливают иголки?

Маруся Д., Московская обл.

Швейные иглы известны еще с доисторических времен – ну а мы, разумеется, будем говорить о современной технологии их изготовления. Для этого тонкую стальную проволоку нарезают на части вдвое длиннее, чем длина будущих игл: из каждого такого обрезка получится как раз две иглы. Затем с обоих концов проволоки затачивают острия, а посередине ее расплющивают и пробивают два ушка. Остается разрезать проволоку пополам и зашлифовать головки. Чтобы сделать металл прочнее, иглы закаливают, и, наконец, полируют специальным составом. Часто иглы еще никелируют, а ушко золотят, чтобы его было проще различить при использовании иглы.

Слышал, что на Сатурне есть какой-то ураган, который образует правильную геометрическую фигуру. Правда ли это?

Евгений Романович, г. Екатеринбург

Да, на северном полюсе Сатурна наблюдается устойчивый вихрь в форме почти правильного шестиугольника с поперечником около 25 тыс. км. Строгого объяснения этому явлению нет, хотя ученые из Оксфорда смогли создать похожие вихри в лабораторном эксперименте. В 30-литровый баллон с водой, стоящий на вращающемся столе, они опускали маленькие кольца, которые вращались еще быстрее, чем стол. Самые мощные вихри изменяли круговую форму своих соседей, придавая им геометрические формы не только шестигранников, но и овалов, квадратов, и даже треугольников. Возможно, и на Сатурне шестиугольник появляется из-за действия быстрых приполярных ветров.

Где проходит граница Солнечной системы?

Дмитрий Владиславович, г. Симферополь

Четких границ у Солнечной системы, конечно, нет. Нет такой области, в которой мы могли бы встать, сказав, что по одну сторону от нас – еще «царство Солнца», а по другую – уже «межзвездный мрак». Однако некоторую условную линию провести было бы уместно, да и просто удобно.

Конечно, ею не может быть орбита самой далекой от Солнца планеты – Нептуна (среднее расстояние от Солнца – 30 а.е., то есть 30 расстояний от Солнца до Земли). Ведь за Нептуном находится Плутон, другие карликовые планеты и астероиды, входящие в пояс Койпера, который пролегает вплоть до 55 а.е. За ним, примерно до 100 а.е., тянется рассеянный диск, откуда к нам прилетают короткопериодические кометы. Но и этим все не заканчивается: в 50-100 тыс. а.е. находится облако Оорта, источник долгопериодических комет.

Поэтому обычно за условную границу Солнечной системы считают область, в которой давление солнечного ветра уступает межзвездному веществу. Первые признаки этого наблюдаются примерно в 90 а.е. от Солнца, на так называемой границе ударной волны, а окончательная остановка солнечного ветра должна происходить в гелиопаузе, еще на 40 а.е. дальше. В такую даль не добирались еще ни одни наши зонды, хотя американские Voyager-1 и Voyager-2, запущенные еще в 1970-х, несколько лет назад пересекли границу ударной волны.

Говорят, есть какие-то рыбы, которые названы в честь Анджелины Джоли?

Марат, г. Астана

Около 1800 лет назад на территории современной Никарагуа закончилось очередное извержение вулкана. Оставшаяся от него кальдера постепенно заполнялась водой и превратилась в озеро Апоеке глубиной почти 100 м. Вскоре в нем завелись рыбы, в том числе и цихлиды, которые попали сюда, видимо, из ближайшего озера Манагуа. С тех пор их эволюция протекает в изоляции от соседей. Эти цихлиды по-прежнему добывают пищу из расщелин на дне, обволакивая ее губами. Но для защиты от острых вулканических камней их губы заметно выросли и выпятились – совсем как у популярной актрисы. Аналогичные примеры можно встретить и в других регионах Америки и Африки. Они дают биологам интересный объект для эволюционных исследований, так что их изучению посвящена целая программа, в шутку названная «Проект «Анджелина Джоли»».

Знаю, что в СССР пытались создать летающий танк. Что это был за проект?

А.В., г. Норильск

Действительно, в начале 1940-х в СССР велась работа над созданием летательного аппарата А-40 на базе легкого танка Т-60 и тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Планировалось, что самолет, оснащенный четырьмя усиленными двигателями, сможет поднимать «танкоплан» на нужную высоту, откуда тот будет сам планировать на врага, сбрасывать крылья и тут же вступать в бой. В 1942 г. был изготовлен единственный экземпляр А-40, который на испытаниях с трудом поднялся на высоту 40 м. Отсюда шеститонный танк, даже и оснащенный крыльями, мог разве что красиво рухнуть, но никак не спланировать. Амбициозный проект был свернут: в то время не существовало летных аппаратов с достаточной для этого мощностью.

Сколько существовало видов «пралюдей» (необязательно наших предков) и кто они были?

Виктор, Московская область

Все зависит от того, кто и как считает: многие находки вызывают споры, к тому же постоянно обнаруживаются новые. Вообще говоря, эволюция Homo sapiens вовсе не была похожа на прямую дорогу – скорее, на густой разветвленный куст со множеством ныне вымерших «веточек».

Все началось в Африке 6-7 млн. лет назад, когда наши предки отделились от линии шимпанзе. Они уже могли передвигаться на двух ногах – как живший более 4 млн. лет назад австралопитек – но в остальном от обезьян отличались мало. Лишь около 2,5 млн. лет назад у гоминид наметилась тенденция к увеличению мозга, и первым таким «башковитым» предком был человек умелый (Homo habilis), который стал изготовлять каменные орудия. Примерно 2 млн. лет назад появился человек работающий (ergaster), более крупный и с еще более крупным мозгом – скорее всего, в его рационе уже появилось достаточно мясной пищи. В то же время часть гоминид перебрались из Африки в Евразию, став первыми мигрантами – людьми прямоходящими (erectus).

Медленно, но верно человек совершенствовался и развивал культуру, появлялись и неизвестно куда исчезали многие ответвления – человек рудольфский, гейдельбергский и прочие. Всего сегодня к роду Homo относят около дюжины видов, включая самих сапиенсов, которые появились в Африке где-то между 400 и 250 тыс. лет назад. Вскоре они повсеместно вытеснили других гоминид, включая эректусов и неандертальцев, широко распространившихся по всей Евразии, и в конечном итоге остались единственными разумными приматами на планете.

Какие окаменелости считаются на сегодняшний день самыми древними?

Евгения М., г. Волгоград

Для начала стоит сказать, что окаменелости представляют собой остатки или отпечатки живых организмов, сохранившиеся в камнях, почве или смоле. Поэтому, как правило, сохраняются лишь твердые части, например, кости или раковины, которые со временем замещаются минеральными веществами («каменеют», или, как говорят ученые, фоссилизируются) – и окаменелостей какой-нибудь древнейшей кишечной палочки вряд ли стоит даже искать.

Самые известные окаменелости – конечно, кости динозавров. Однако даже самые старые из них относятся к 220 млн. лет назад. Древнейшие же из найденных окаменелостей куда старше, им около 3,45 млрд. лет. Это строматолиты – окаменевшие остатки колоний цианобактерий. Возраст их трудно представить, но если всю историю Земли до нынешнего времени «сжать» в 24 часа, то появление первых людей произойдет менее чем за минуту до 24:00, а окаменелости строматолитов относятся примерно к… 8 часам утра!
О последних находках древнейших окаменелостей – читайте в этом номере.

Сколько планет открыто на сегодняшний день и сколько из них имеют хоть какой-то шанс иметь жизнь?

Богдан Маципуло, г. Киев

Если не считать Солнечную систему, сегодня известно около 1050 планет в примерно 800 звездных системах. Это те, относительно которых ученые могут говорить уверенно, а если прибавить к ним планеты-кандидаты, то цифра превысит 3,5 тыс.

По современным оценкам, только у звезд Млечного Пути может иметься от 100 до 400 млрд. планет. Если учесть лишь те из них, которые имеют примерно земные размеры и находятся не слишком близко и не слишком далеко от своих звезд, то мы получим цифру 40 млрд. – столько потенциально обитаемых планет может найтись в пределах нашей галактики. Пока что открыто лишь около 25-ти таких миров – впрочем, надо помнить, что любые оценки обитаемости достаточно условны. Издалека Марс или Венера могут показаться вполне подходящими для жизни, однако мы знаем, что это, увы, не так.

Присылайте нам свои вопросы на адрес blitz@naked-science.ru

Ученые из СПбГУ вместе с коллегами из Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН открыли новое органическое соединение из группы тиазолотриазолов, меняющее свою активность под действием света. Оно является ингибитором ключевого фермента нервной системы — холинэстеразы, которая задействована в работе множества систем организма человека. Вещества с таким действием применяют, например, в терапии болезни Альцгеймера или в офтальмологии. Открытие химиков поможет «выключать» биологическую активность препарата с помощью лазера, а значит, более безопасно и точно воздействовать на клетки человеческого организма.

Кто такой нейропсихолог, где проходят границы его профессиональной компетенции, в чем специфика его работы и как развивались представления о становлении нейропсихологии? Об этом рассказывает участница Программы привлечения российских постдоков, научный сотрудник научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Высшей школы экономики Елена Лысенко.