У близкой звезды нашли планету-океан и потенциально обитаемую планету — Naked Science
6 августа

У близкой звезды нашли планету-океан и потенциально обитаемую планету

5.2

Новые снимки системы L 98-59 показали, что одна из ее планет полностью покрыта водой, а на другой возможно появление жизни, и заодно установили рекорд наблюдения экзопланет.

Экзопланета L 98-59b на фоне своей звезды: взгляд художника
Экзопланета L 98-59b на фоне своей звезды: взгляд художника / ©M. Kornmesser, ESO

Астрономы, работающие на телескопе VLT Южной европейской обсерватории (ESO), открыли новые планеты у звезды L 98-59. Ее система оказалась удивительно разнообразной: теперь в ней известны и крошечная экзопланета вдвое меньше Венеры, и планета-океан, и даже потенциально обитаемая планета. Об этих находках рассказывается в статье Оливье Демангеона (Olivier Demangeon) и его коллег, принятой к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Звезда L 98-59 находится в созвездии Летучая Рыба, на расстоянии около 35 световых лет от Солнца. В 2019 году с помощью космического телескопа TESS в ее системе обнаружили три экзопланеты: небольшие и каменистые L 98-59 b, c и d, расположенные близко к своей звезде. При этом сама L 98-59 — красный карлик: она втрое меньше Солнца и совсем не так ярка. Новые исследования этих планет провели с помощью спектрографа ESPRESSO на телескопе VLT.

Планеты L 98-59 и их орбиты в сравнении с внутренними планетами Солнечной системы / ©L. Calçada, M. Kornmesser, O. Demangeon, ESO

Инструмент смог рассмотреть даже L 98-59 b — при массе примерно вдвое меньше, чем у Венеры, она стала самой маленькой из планет, которые удалось наблюдать с помощью метода радиальных скоростей, по слабым колебаниям в положении звезды. Кроме того, работа показала, что ближайшие к звезде миры, скорее всего, высушены ее излучением, и воды в их атмосфере практически нет. А вот L 98-59 d (радиус 0,1 радиуса Юпитера, радиус орбиты — 0,05 от орбиты Земли), напротив, состоит из воды почти на треть. Такое количество практически наверняка означает, что это планета-океан, покрытая водой полностью.

Кроме того, астрономы заметили в системе пару небольших и прежде неизвестных миров. Четвертая планета у L 98-59 примерно втрое тяжелее Земли и совершает полный оборот вокруг звезды за 13 наших суток. А пятая — окончательно ее существование еще предстоит подтвердить — при массе в 2,5 земной находится дальше и делает годовой оборот за 23 суток. Ученые отмечают, что эта потенциальная планета находится практически в центре обитаемой зоны своей звезды — области, в которой может постоянно сохраняться жидкая вода, а значит, и возможно развитие жизни.