01.12.2021
5 307

Астрономы нашли ближайшую к нам пару сверхмассивных черных дыр, готовящихся к слиянию

4.6

Телескоп VLT смог различить две сверхмассивные черные дыры в центре галактики NGC 7727: подойдя друг к другу на рекордно близкое расстояние, уже через пару сотен миллионов лет они соединятся в катастрофическом слиянии.

©ESO, Voggel et al., 2021

Ученые заметили две сверхмассивные черные дыры в галактике NGC 7727 в созвездии Водолей. Их разделяет всего 1600 световых лет: это рекордно близкая пара таких объектов, и в сравнительно скором времени они сойдутся в катастрофическом слиянии. Расстояние до тандема составляет всего 89 миллионов световых лет — ближе, чем до любой другой тесной пары сверхмассивных черных дыр. Об этом рассказывается в новой статье, готовящейся к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Считается, что сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах крупных галактик — как компактный источник Стрелец A* в центре нашего Млечного Пути, содержащий объект массой около 4,3 миллиона масс Солнца. Когда такие галактики сливаются, их черные дыры сближаются по все более быстрой спирали, пока тоже не сольются в одну дыру еще большей массы. Этот процесс носит катастрофический характер и сопровождается выбросами огромных количеств энергии, в том числе в виде гравитационных волн, колеблющих пространство-время.

Галактика NGC 7727: на увеличенном снимке слева видны две яркие центральные области, содержащие по сверхмассивной черной дыре / © VST Atlas Team, Durham University, CASU, WFAU, ESO, Voggel et al., 2021

Именно такую пару заметила международная команда астрономов во главе с Кариной Фоггель (Karina Voggel), наблюдая за галактикой NGC 7727 с помощью телескопа VLT Европейской южной обсерватории (ESO). По оценкам ученых, в центре нее находятся две сверхмассивные черные дыры, одна из которых набирает 6,3 миллиона солнечных масс, а вторая — аж 154 миллиона.

Эти наблюдения подтвердились и по данным космического телескопа Hubble. Черные дыры разделяет всего 1600 световых лет (для сравнения, от Солнца до Стрельца А* — около 26 тысяч световых лет). Поэтому астрономы считают, что они сольются, по космическим меркам, довольно скоро: в течение ближайших 250 миллионов лет.

Гравитационные волны от подобных слияний уже регистрируют наземные детекторы, такие как LIGO и Virgo, однако они подходят для объектов далеко не столь огромных масс. Возможно, поймать гравитационные волны от слияния сверхмассивных черных дыр смогут инструменты готовящейся миссии LISA. Разумеется, она не дождется предстоящего слияния дыр в NGC 7727, но вполне может зарегистрировать сигналы от других аналогичных событий.