• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.08.2024
Татьяна Пичугина
1 771

Археологи доказали, что крупнейший песчаный мегалит Стоунхенджа привезли за 750 километров

5.3

Ученые долгое время пытаются понять, откуда строители Стоунхенджа взяли каменные монолиты. Высказывали разные гипотезы. Авторы новой работы проанализировали минеральный состав и возраст шеститонного Алтарного камня, лежащего в самом сердце археологического памятника. Выяснилось, что он добыт на северо-востоке Шотландии, а не в Уэльсе, как считали раньше.

Алтарный камень
Алтарный камень под двумя крупными сарсенами / © Professor Nick Pearce, Aberystwyth University

Одно из самых известных мегалитических сооружений мира расположено в графстве Уилтшир в Англии — это Стоунхендж. Его начали строить в неолите, пять тысячелетий назад, периодически переделывая и расширяя в последующие два тысячелетия.

Памятник представляет собой кольцевые и подковообразные конструкции из больших и средних менгиров — грубо обработанных вертикальных камней. По составу их делят на сарсены (песчаники ледникового происхождения из Вест-Вудс в Мальборо) и голубой камень. Последнее — это собирательное название для самых разных неместных горных пород, использованных в постройках Стоунхенджа, оно не должно вводить в заблуждение.

В центральном подковообразном сооружении лежит Алтарный камень весом шесть тонн из светло-зеленого слюдяного песчаника. Предполагают, что его установили на втором этапе реконструкции, проведенной в 2620-2480 годы до нашей эры. Однако уверенности в этом не было. Также неясно, всегда ли он лежал, или стоял вертикально.

Профессор Ричард Бевинс у скалистого обнажения на севере Пресели-Хиллс в Уэльсе, откуда добывали большинство «голубых камней» для Стоунхенджа / © Christine Faulkner

О происхождении Алтарного камня тоже спорили. Но в целом специалисты допускали, что он принадлежит распространенному в этой местности комплексу горных пород, называемому «древним красным песчаником». Скорее всего, из Пресели-Хиллс с запада Уэльса, за 250 километров. Ведь оттуда прибыло большинство монолитов из голубого камня. Алтарный камень традиционно рассматривали как часть соседних, менее крупных мегалитов.

Ученые из Австралии и Великобритании заново датировали минералы в Алтарном камне и выяснили, что они происходят из Оркадского бассейна на северо-востоке Шотландии и совершенно не соответствуют горным породам Уэльса. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

В научной работе использовали датировки цирконов, сделанные уран-свинцовым методом. Для тестирования гипотез применили критерий согласия Колмогорова — Смирнова. Оказалось, возраст цирконов из Алтарного камня такой же, как в кристаллическом фундаменте, времен континента Лаврентия, частью которого Британские острова были в палеозойском периоде. Такой же результат получили при анализе возраста рутила и апатита.

Энтони Кларк исследует образцы камней в лаборатории / © Curtin University

Таким образом, принадлежность Алтарного камня к древним красным песчаникам подтвердилась. Дальнейшее расследование привело ученых в Оркадский бассейн — комплекс осадочных пород в Шотландии, образованный между континентами Лаврентия и Балтика, входящими в состав палеоконтинента Лавруссия.

«Это потрясающее исследование, которое перевернуло устоявшиеся вековые представления. Нам удалось выяснить возраст и химические маркеры одного из самых знаменитых камней Стоунхенджа. Тайна раскрыта. Этот знаковый камень происходит из Шотландии, а не из Уэльса. Откуда точно — еще предстоит выяснить», — сказал в интервью пресс-службе соавтор работы, профессор Ричард Бевинс из Университета Аберистуита (Великобритания).

Из нового исследования следует немаловажный вывод, что Алтарный камень доставили на расстояние как минимум 750 километров.

«Учитывая уровень технологий в неолите, встает любопытный вопрос: как такой массивный камень перевезли на большое расстояние? Между северо-востоком Шотландии и равниной Солсбери много сухопутных барьеров. Один из вариантов — по морю», — пояснил Энтони Кларк из Университета Кертин (Австралия).

Насколько известно из археологической летописи, это самая дальняя перевозка камня в ту эпоху. Для ее осуществления требовался высокий уровень социальной организации. Этот результат значим для понимания неолитических сообществ на Британских островах, их уровня коммуникации и транспортных систем.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

5 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 17:43
Юлия Трепалина

В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно